В прошлый четверг американцы индуистского и еврейского происхождения собрались в Сан-Франциско, чтобы вместе отпраздновать Джанмаштами и Рош Хашана.
На первом мероприятии, организованном Американским индуистским фондом и Американским еврейским комитетом, около 40 человек собрались в здании AJC, расположенном напротив Эмбаркадеро, чтобы узнать о традициях друг друга, найти общие черты и разделить обильную пищу.
«Это способ общения людей на почве общих традиций и опыта», — сказал раввин Ноам Маранс, директор по межрелигиозным и межгрупповым отношениям AJC. «Что может быть более сильным, чем гастрономический подход!»
Джанмаштами, день рождения Господа Кришны, и Рош Хашана, считающаяся днем рождения мира, — два праздника, отмечаемые с обилием сладостей.
Рамия Рамакришнан, организатор праздника и директор по работе с населением HAF, сказала, что это обычное будничное мероприятие было идеальным местом для калифорнийцев молодого и старшего возраста, чтобы пообщаться друг с другом. По словам Рамакришнана, при почти равном количестве участников, включая появление заместителя Совета Израиля на Тихоокеанском Северо-Западе, встреча в четверг была отмечена едой, смехом и искренним желанием понять друг друга.
«Мы можем находиться в разных мирах, но суть и смысл многих традиций одинаковы», — сказал Рамакришнан. «Все, кто присутствовал на мероприятии, ушли с полным сердцем и с такой позитивной энергией».
Представители двух культур все больше признают свои общие черты как традиций — обе, например, допускают атеистов в своих лонах — и как групп людей. Индусы и евреи в Соединенных Штатах имеют схожий социально-экономический статус, схожие модели голосования и, что очень важно, привязанность к географической родине.
«Мы являемся частью американского этоса, и мы не чувствуем, что нам нужно отказываться от нашего религиозного наследия или бывших национальных связей», — говорит Маранс об индусах и евреях в Соединенных Штатах.
Индуистские и еврейские организации также надеются, что межрелигиозный диалог будет способствовать достижению более широкой цели — союзничеству между Индией, Израилем и США. Индия важна для Израиля, говорит Маранс, и, следовательно, важна для целей AJC, а также для безопасности евреев во всем мире.
«Нельзя говорить об Индии, не понимая ее индуистского значения», — добавил он.
Чтобы серьезно относиться к межконфессиональным отношениям, говорит Маранс, еврейские организации должны выйти за рамки авраамических традиций и привлечь к сотрудничеству 1 миллиард приверженцев индуизма в мире.
Первый в истории индуистско-еврейский саммит был проведен в 2007 году в Нью-Дели Всемирным советом религиозных лидеров при поддержке AJC. В последующие два года индуистские и еврейские ученые и практики встречались в Иерусалиме, а затем в Нью-Йорке, чтобы обсудить свои различные теологические подходы к Божественному и свои общие проблемы как религиозных групп меньшинств.
«Самое важное, что мы узнаем в индуистско-еврейских отношениях, — это то, что и индусам, и евреям необходимо освоить лексику, рамки, образ мышления, который не является исторически заложенным в их соответствующем опыте, — говорит Маранс.
Поскольку индусы — гораздо более недавняя группа иммигрантов в США, чем евреи, многие американские индусы, такие как Рамакришнан, говорят, что сообщество может взять за образец еврейскую диаспору, которая долгое время сталкивалась с фанатизмом, преследованиями и насилием.
«Они прошли через это на десятилетия вперед, поэтому мы чувствуем, что нам есть чему у них поучиться», — сказал Рамакришнан. «Мы можем поддержать их, когда им нужна наша помощь, и наоборот, и мы дорожим этим».
Тем не менее, некоторые критики развивающихся политических отношений опасаются, что американские индусы слишком тесно сотрудничают с произраильскими группами, ссылаясь на опасения по поводу общих черт между сионизмом и индуистским национализмом.
В качестве примера, приведенного в недавней статье журнала Jewish Currents, многие индусы заявили, что они сталкиваются с индуистской фобией, которая проявляется в клевете на Индию по принципу «двойной лояльности» — под влиянием рабочего определения антисемитизма, в котором критика государства Израиль рассматривается как антиеврейский фанатизм.
Индуистские группы используют «ту же схему действий и даже иногда те же термины», что и группы защиты Израиля, «скопированные из сионистского контекста», — сказал в интервью Jewish Currents Никхил Мандалапарти, директор по адвокации организации «Индусы за права человека».
Американские организации индуистов уже давно объединились для борьбы с тем, что они называют индуистской фобией — антииндуистскими настроениями, с которыми американцы индийского происхождения сталкиваются в Интернете или при личной встрече. HAF и AJC совместно выпустили образовательную брошюру об общих чертах антисемитизма и индуистской фобии, а также попытались развеять заблуждения относительно использования индусами свастики — древнего дхармического символа, кооптированного нацистами в Германии.
Продолжающаяся дискуссия о нацистском «крючковатом кресте», или Hakenkreuz, несомненно, очень чувствительна для еврейского народа, сказал Маранс, и поэтому является «замечательным» проявлением американского межрелигиозного диалога.
«Американским евреям, как и всем американцам, необходимо узнать о своих соседях-индусах», — сказал Маранс. «Это стало еще более важным, поскольку Америка стала более поляризованной».
Раввин Алан Брилл принимал участие в нью-йоркском индуистско-еврейском саммите в 2009 году, а также был участником межконфессиональной дискуссии о свастике и Хакенкройце в Парламенте мировых религий. Профессор религии в Университете Сетон Холл, Брилл отмечает, что эти две конфессии, восходящие к бронзовому и железному векам, имеют больше структурных сходств, чем многие другие религии — от ограничений в питании, ритуалов чистоты до космологических запросов.
Обе традиции, по его словам, вынуждены были решать вопрос о том, как применять древнюю мудрость в условиях модернизации и реформ, а также на фоне западного христианства.
«Вы задаете очень похожие вопросы, даже если не находите одинаковых ответов», — сказал он.
В 2013 году Брилл преподавал несколько вводных курсов по иудаизму в Банарасском индуистском университете по стипендии Фулбрайта. По словам Брилла, во время погружения в индийскую культуру он был поражен тем, как много его индийских студентов сразу же поняли постулаты и праздники иудаизма, используя свои собственные индуистские представления.
Молодежь, по его словам, имеет ключ к построению индуистско-еврейских отношений, поскольку старшие поколения евреев все еще работают над диалогом между иудаизмом, христианством и исламом.
«Молодое поколение сейчас живет в мире религиозного разнообразия», — сказал Брилл. «Идеальная задача индусов или всего индийского сообщества — помочь нам расширить горизонты — понять, что существует большая мудрость, большее разнообразие и большее количество вещей, которые можно узнать о том, что есть на свете».
Хотя между общинами все еще существуют некоторые недоразумения, например, многие индусы считают, что иудаизм является предшественником христианства, или многие евреи полагают, что поклоняться мурти — это богохульство, Брилл говорит, что образовательное мероприятие, проведенное в четверг, было необходимым шагом в правильном направлении.
«Проведение Кришна Джаянти с полным оформлением и фотографиями — это уже уровень сближения», — сказал Брилл. «Мы готовы признать, что у нас совершенно разные образы, но мы все равно будем праздновать вместе».
После успешного совместного празднования Рамакришнан уверен, что участники еще не раз встретятся для проведения новых межрелигиозных мероприятий — возможно, чтобы вместе отметить Хануку и Дивали, оба праздника, посвященные победе света над тьмой.
«Эти отношения действительно уникальны, потому что мы очень хорошо поняли друг друга», — сказал Рамакришнан. «Когда я впервые встречался с людьми, мне казалось, что я знакомлюсь с нашими друзьями».