Кто были эти странники, которые, не впечатленные царем Иродом, воздали почести новорожденному младенцу и позволили ангелу изменить их планы путешествия? Наши ясли, колядки и мифы говорят нам, что их было трое — эта идея вытекает из даров, о которых упоминает Матфей, — но нет причин думать, что их не было больше: больше людей и больше даров. По традиции их называют царями. Если так, то, вероятно, не больше, чем нас, крещенных как священники, пророки и цари. (Не во многих регионах мира три монарха стремились отправиться вместе, чтобы открыть и почитать еще одного царя). Лучше назвать их волхвами — название, намекающее на тайну, магию и чудеса.
Историки говорят, что их история вряд ли отражает какое-либо поддающееся проверке событие. Для нас важнее исторического факта то, почему Матфей сделал эту часть своего Евангелия. В этой области он оставил нам много намеков. Прежде всего, Матфей позаимствовал ключевые детали своей истории из пророчеств Исайи. Исайя уверяет людей, пребывавших во тьме, что свет Божьей славы воссияет над ними и что их вера привлечет людей издалека, которые придут с дарами. Таким образом, у нас есть предпосылки для появления звезды, путешественников, верблюдов и даров: все это признаки прихода Божьего спасения.
Матфей комментирует Исаию и изображает Иисуса как исполнение древних надежд. Продолжая свой комментарий, Матфей описывает, как волхвы расспрашивали царя Ирода о пророчествах, в которых говорилось о грядущем царе. Ирод позвал богословов, которые, предвещая отношение будущих чиновников к Иисусу, процитировали пророчества, но не проявили никакого любопытства, чтобы увидеть, как они могут исполниться в их собственной жизни. Таким образом, Матфей начинает свое Евангелие с Иисуса, Эммануила, вымирающего среди своего народа и почитаемого представителями языческого мира. Евангелие от Матфея заканчивается повелением Христа сделать учениками все народы и обещанием, что как наш Эммануил, Он останется с нами до конца.
Что это повествование означает для нас сегодня, когда мы начинаем 2022 год? Возможно, в эти неопределенные времена (закончится ли когда-нибудь COVID-19?) волхвы, те люди, которые готовы идти вместе, как участники синода, могут быть нашими проводниками. Помимо времени и денег, необходимых для путешествия, они обладали таким ключевым качеством, как уверенность в себе и желание обрести смысл жизни. Эти качества побуждали их читать знаки времени и отваживаться на неизведанное. Они смиренно верили, что в мире есть больше мудрости, чем они еще открыли. Эти путешественники, не боявшиеся искать знания издалека, были движимы — в буквальном смысле слова — святым беспокойством, которое, по словам святого Августина, не дает нам покоя, пока мы не успокоимся в Боге. Таким образом, они отправились в караван, который стал первым христианским паломничеством.
Сегодня мы видим признаки такого же святого беспокойства. В результате COVID-19 люди пересматривают свою жизнь. Исследователи сообщили, что в период с января по октябрь 2021 года каждый четвертый житель США уволился с работы. Кроме того, COVID-19 сделал невозможным игнорирование как продолжающихся политических разногласий между нами, так и разрыва в уровне благосостояния и благосостояния, который изолирует нас друг от друга, оставляя множество наших братьев и сестер бессовестно уязвимыми. В то же время, пока одни наши больные и их семьи страдали от изоляции, которая усиливала и даже затмевала физические последствия болезни, другие открыли для себя Zoom и другие способы прямого визуального контакта с близкими за сотни и даже тысячи километров.
В своей книге «Давайте мечтать: Путь к лучшему будущему» Папа Франциск делится идеями, весьма применимыми к сегодняшнему празднику. Он описывает наше время как смену эпох, а не просто время перемен. Он говорит, что эти перемены, «ускоренные коронавирусом, являются благоприятным моментом для чтения знамений времени». Избегая ловушки легких ответов, Франциск говорит: «Открылся разрыв между реалиями и вызовами, с которыми мы сталкиваемся, и доступными нам рецептами и решениями. Этот разрыв становится пространством, в котором можно размышлять, задавать вопросы и вести диалог».
Давайте посмотрим на волхвов как на образец. Вдохновленные разрывом между своими знаниями и надеждами, они отправились на поиски смысла, который их жизнь еще не дала им. Они вместе размышляли о знамениях своего времени и искали мудрости у иностранцев, уверенные в том, что истина из другого мира лишь дополнит ту истину, которую они уже понимали.
Как синодальный народ, давайте будем в движении, различая знамения нашего времени и отказываясь быть пораженными самовлюбленными лидерами. Давайте разделим смиренное любопытство волхвов. Давайте возьмем на себя часть их мужества и уверенности в том, что мы тоже можем искать, найти и следовать за Христом в нашем мире.
Мэри М. Макглоун
Сестра святого Иосифа Мэри М. Макглоун входит в состав руководства конгрегации сестер святого Иосифа Каронделтского.