Медленно выходя из душераздирающей боли от смертей, разрушений и массовых перемещений, вызванных незаконным вторжением России в Украину, мы видим вдохновляющую демонстрацию различных ненасильственных стратегий, которые разрушают логику войны, и признание того, что если мы хотим избежать третьей мировой войны, то деэскалация, дипломатия и строительство мира — единственный путь вперед.
Широко распространено мнение, что истории творческого, активного ненасилия в Украине и России должны быть рассказаны. Это истории о настойчивой дипломатии, гражданском сопротивлении, элементах гражданской обороны, символических действиях, отказе от сотрудничества, победе над вражескими комбатантами, солидарности и сопровождении, музыке и искусстве, актах доброты и приветствия, использовании цифровых инструментов для документирования военных преступлений и многом другом.
Речь идет о ненасилии — образе жизни и спектре реалистичных, эффективных стратегий для предотвращения или прерывания насилия, для защиты человеческой жизни и планеты, для продвижения более справедливого и мирного мира.
Это то, что исследователь ненасилия Мария Стефан называет «моментом глубокой моральной ясности». Война в Украине не важнее других войн, уничтожающих человеческие жизни и Землю, но, как написал 19 марта британский католический журнал The Tablet, она «творит историю, меняет игру, меняет парадигму».
Вечные дебаты о критериях справедливой войны продолжаются, но, учитывая продолжающуюся бойню и потенциально катастрофические последствия, утверждение Папы Франциска о том, что «не существует такой вещи, как справедливая война», вполне справедливо.
Вопрос не в том, защищаться ли от жестокого военного вторжения, а в том, как это делать. Ненасильственные стратегии, используемые украинцами в разных местах, жизненно важны и иллюстрируют мощные и эффективные способы защиты своих общин и разрыва циклов насилия. Их мужественные действия указывают на будущее, когда ненасилие станет универсальной этикой, которую люди, ради выживания, наконец, примут.
Чтобы двигаться в этом направлении, мы знаем, что нам нужно делать. Мы знаем, что нам нужна смена парадигмы. Мы жили в условиях войны и подготовки к войне, полагая, что милитаризованная безопасность — это единственный способ выжить. Мы в США сформировали наше общество, и особенно нашу экономику, исходя из этого убеждения.
Война в Украине гипервидима и, благодаря своей слишком возможной связи с ядерным оружием и угрозе для атомных электростанций, она является сверх опасной, экзистенциальной угрозой для всего живого и нашего общего дома, планеты Земля. Но неугасимое, душераздирающее насилие, развязанное войной в Йемене, Сирии, Афганистане, Ираке, Газе, Колумбии, требует такого же ответа.
Мы знаем, что нам нужно делать. Мы должны перестать воспринимать вечную войну и бесконечные слои насилия как норму. Расизм, империализм, милитаризм, национализм, кража ресурсов для подготовки к войне, экономика, зависящая от торговли оружием, культурное насилие, экономическое насилие, крайности богатства и бедности, гендерное насилие — все это создает плодородную почву, на которой просачиваются и распространяются насильственные конфликты и войны.
Мы знаем, что нам нужно делать. Мы должны отвергнуть возможность того, что война может быть справедливой. Точка.
Мы знаем, что нам нужно делать. Нам нужно перестать отвергать ненасилие как наивное, упрощенное, несерьезное или неэффективное и инвестировать в радикальную перезагрузку наших ценностей, наших приоритетов, наших отношений друг с другом и с планетой. Мы должны начать прямо сейчас строить новую ненасильственную парадигму, которая заменит модель дефицита и «выживания сильнейших» ценностями, опирающимися на мудрость и опыт культур и традиций, приверженных уважению, целостности, связанности, взаимной зависимости, взаимности, справедливости и жизни, и на основе которых мы должны перестроить системы и структуры наших обществ.
Такой полный сдвиг может занять десятилетия: выслушивание историй и понимание опыта наиболее маргинализированных и игнорируемых сообществ; трансформационное образование, развитие жизненных навыков и формирование ценностей; перепроектирование и перестройка политических, экономических, финансовых, социальных, культурных и экологических систем таким образом, чтобы они способствовали социально-экономической справедливости, человеческому достоинству, оздоровлению всей Земли и, следовательно, миру.
Каждый шаг к решению проблемы в Украине должен привести к такому изменению парадигмы, которое, как мы знаем, мы должны сделать, если планируем прожить на этой планете еще долго.
Например:
Украине (правительству и гражданскому обществу, включая церкви) должны быть предоставлены ресурсы для участия в конфликте с использованием ненасильственных стратегий в рамках справедливого мира, направленного на разрыв циклов насилия.
Помимо немедленного прекращения огня и разрешения кризиса в Украине, дипломатия должна стремиться к установлению отношений сотрудничества, демилитаризации и денуклеаризации в сфере безопасности между Россией и Западом, общей зоны безопасности и экономики, которая объединяет Россию и Украину как партнеров в более широкой зоне мира и включает в себя срочное обязательство по сокращению выбросов углерода и переходу от ископаемого топлива.
Затянувшаяся реформа Организации Объединенных Наций, в частности, право вето в Совете Безопасности, должна быть продолжена, если ООН намерена выполнять свою задачу по поддержанию мира и безопасности.
Укрепление международной системы, основанной на правилах, имеет решающее значение для привлечения России к ответственности за нарушение международного права в Украине. Нарушение США международного права и неприсоединение к договорам, запрещающим наземные мины, кассетные бомбы и, совсем недавно, ядерное оружие, а также отказ США от других крупных договоров по контролю над вооружениями (Иранская ядерная сделка, Договор о ядерных силах средней дальности и Договор по открытому небу) определенно подрывают международное право.
Санкции могут быть эффективными, этичными, ненасильственными инструментами для продвижения мира; санкции также могут быть неэтичными и насильственными. Католическое социальное учение требует, чтобы санкции «использовались с большой осмотрительностью и должны подчиняться строгим юридическим и этическим критериям». Санкции против России должны быть реструктурированы, чтобы включить четкие стимулы для позитивных действий и избежать долговременного вреда для российского населения.
К украинцам, бегущим от войны, россиянам, спасающимся от репрессий, и всем беженцам от насилия и войны необходимо относиться с равным уважением, независимо от расы, этнической принадлежности, пола, религии.
Папа Франциск, следуя за Иисусом, заложил основу для полномасштабного участия католиков в этом срочном изменении парадигмы. Его провидческая энциклика 2015 года «Laudato Si’, о заботе о нашем общем доме», его ясный призыв к экологическому преобразованию и к «новой постпандемической норме» ясно указывают в этом направлении.
В энциклике 2020 года «Fratelli Tutti» он сказал: «Каждая война оставляет наш мир хуже, чем он был до нее. Война — это провал политики и человечества, позорная капитуляция, жалкое поражение перед силами зла».
А выступая на международном конгрессе работников образования 18 марта, он сказал: «Война — это всегда — всегда! — поражение человечества, всегда. … Не существует такой вещи, как справедливая война: Их не существует!»
Мари Деннис
старшая советниуа и бывший сопрезидент (2007-19) Pax Christi International, а также председатель программы Католической инициативы ненасилия.