Каждый год, когда наступает время Хэллоуина, среди христиан возникает вопрос: как христиане должны реагировать на этот жуткий праздник? В Латвии христиане отвечают на этот вопрос единодушно: Хэллоуин ассоциируется с темнотой, злыми духами и самим сатаной. Однако Хэллоуин зародился в католической церкви, о чем Кристофер Уэллс хотел напомнить христианам.
31 октября 2019 года на официальной странице новостей Ватикана была опубликована статья Кристофера Уэллса «Католические корни Хэллоуина, бдения в День всех святых», в которой он цитирует священника доктора Марселя Антонио Брауна из Института католической культуры Алкина, признающего, что есть люди, которые считают Хэллоуин древним языческим празднованием Нового года, но на самом деле праздник зародился среди католиков.
В канун дня всех святых, то есть в бдение дня всех святых 31 октября, католики вспоминают тех, кто «раньше нас вошел в небесные обители». 1 ноября — День всех святых. На следующий день, 2 ноября, Католическая Церковь вспоминает тех верующих, которые, согласно учению Католической Церкви о существовании чистилища, все еще находятся в чистилище. В этот день живые, собравшись в церкви, молятся вместе со священником о душах этих усопших.
Что такое чистилище?
В Катехизисе Католической Церкви содержится следующее учение о чистилище (статья 12 «Я верую в жизнь вечную»):
(1030) Те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не полностью очистился, хотя им гарантировано вечное спасение, проходят очищение после смерти, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небес.
(1031) Словом «чистилище» Церковь обозначает это окончательное очищение избранных, которое совершенно отлично от наказания, которому должны подвергнуться проклятые. Церковь определила учение о чистилище, это произошло главным образом на Флорентийском и Трентском соборах. Церковное Предание, ссылаясь на некоторые тексты Священного Писания, говорит об огне чистилища:
Что касается легких преступлений, то следует верить, что есть огонь очищения перед судом, по словам Самого Истинного, что если кто похулит Духа Святого, то не простится ему это ни в этом мире, ни в мире грядущем (Мф. 12:32). Из этого предложения можно понять, что одни проступки могут быть прощены в этом мире, а другие — в следующем».
Зачем молиться за умерших?
(1032) Это учение также основано на практике молитвы за умерших, о которой уже упоминалось в Писании: «Для того он (Иуда Маккавей) и принес эту искупительную жертву за умерших, чтобы они освободились от грехов своих». ( 2 Маккавей 12:46) С самого начала Церковь чтит память умерших и молится за них, особенно в Евхаристической Жертве, чтобы, очистившись, они достигли блаженного видения Бога. Церковь также рекомендует дары милосердия, отпущения грехов и покаяния для умерших:
«Поможем им и помянем их. Если сыновья Иова очистились благодаря жертве своего отца, то почему мы должны сомневаться, что наши жертвы за умерших принесут им утешение? Давайте без колебаний обращаться к тем, кто ушел из этого мира, и возносить за них свои молитвы».
Вспоминая тех, кто ушел от нас в небесный дом, верующие размышляют о земной жизни и последних временах.
Литургия католической церкви именно в эти дни выстраивается таким образом, чтобы заставить нас задуматься о неизбежности смерти. Все это создает довольно мрачную атмосферу.
Хэллоуин происходит от английского «All Hallows’ Eve», что переводится как «Канун всех святых».
Священник, доктор Браун, объясняет, что слово «Halloween» происходит от более древнего английского слова «Hallows», означающего «святой» (христиане, читающие «Hallowed be Thy name» в своих ежедневных молитвах английскому Деду Морозу, говорят «Hallowed be Thy name», сохраняя старый глагол «hallow», означающий «святить» — прим. автора). Буквосочетание «e’en» — это сокращение от «evening» или «Eve». Таким образом, Хэллоуин представляет собой соединение двух частей — hallow (святой) и e’en (вечер), что напоминает о католическом празднике бдения. Таким образом, Хэллоуин — это празднование Всех Святых. «Таким образом, это день, когда католики празднуют победу Церкви на небе и жизнь святых на земле», — говорит отец Браун.
Мистический или таинственный характер Хэллоуина также идет от католической традиции. Священник Браун продолжает: «Когда мы думаем о Хэллоуине, я думаю, мы часто вспоминаем о привидениях и гоблинах, а также о страшных гримасах. Но и эти вещи в католической традиции призваны напоминать верующим о […] последних вещах […] — смерти, суде, рае и аде.
И мы должны думать об этом, потому что все мы умрем и все мы предстанем перед судом. Как же мы будем жить?»
В своей статье Кристофер Уэллс упоминает епископа Талсинской епархии (штат Оклахома) Дэвида Кондерле, который осенью 2018 года написал для своей епархии документ — «Меморандум о праздновании Хэллоуина». Текст меморандума доступен на сайте епархии. В меморандуме епископ Кондерла положительно отзывается о переодевании в страшных персонажей, что может быть сделано в католическом духе, но в то же время советует отказаться от тех вещей, которые противоречат католицизму, но стали популярны в связи с захватом празднования Хэллоуина светским обществом.
Обстоятельно и интересно описывает историю праздников и обычаев Хэллоуина другой католический священник, историк доктор Августин Томпсон, доцент кафедры религиоведения Университета Вирджинии, опубликовавший на сайте uCatholic свое исследование «The Catholic Origins of Halloween» (статья на английском языке). Священник-историк абсолютно убежден, что «Хэллоуин имеет вполне христианское происхождение, и в то же время американское».
РАЗНЫЕ МНЕНИЯ В ЛАТВИИ
Юрис Довейко, доктор богословия и миссионер: «В Библии ничего не сказано о чистилище». (Мнение в программе Латвийского христианского радио «Что говорит об этом Библия?». В 1-й минуте, 11.10.2019, здесь).
«Это неправильно, это небиблейский подход». (Мнение о программе Латвийского христианского радио «Что говорит об этом Библия?». 51-я минута, 15.11.2019, здесь).
«Если у вас есть личные отношения с Богом, то вы записаны в Книге жизни, тогда вы не окажетесь в суде. […] Ангелы несут вас прямо на […] небо. […] Нет пути из ада на небо, нет чистилища, поэтому мы должны выбрать принять жертву Бога за наши грехи, Иисуса Христа, здесь, на земле». (Проповедь «Как попасть в ад?» 29.01.2017. здесь).
Пастор ЛЕЛБ Александр Бите: «Поскольку согласно римскому богословию в Крещении прощается только первородный грех, а остальные фактические грехи прощаются через таинства, покаяние, добрые дела и заступничество святых, то для этого также разработан доктринальный механизм. […] Христос из вечно присутствующего Спасителя превратился в нечто вроде философского «Бога, который отдыхает». […] Те, кто достиг необходимых качеств, получают активное посредничество (Мария, святые), остальная «плоть» либо усердно зарабатывает свое спасение, либо пассивно «очищается» в огнях чистилища». (Подробнее в журнале ”Mantojums”).
Священник Илмар Толстовс: «Нужно четко понимать, что чистилище — это не место, а состояние души. На самом деле, душа, находящаяся в чистилище, никогда не попадет в ад, потому что Бог хочет спасти каждую душу, а не проклясть ее. Многие христиане, хотя и крещеные, живут не по Божьему и церковному закону, не любят Бога и поэтому в момент смерти не примиряются с Ним полностью. Бог, являющийся абсолютным Добром, Любовью и Святостью, не может принять к Себе то, что еще не до конца очищено, поэтому процесс очищения необходим.» (Подробнее в статье блога «Учение Церкви о чистилище» 2014 г. здесь)
Алеся Лавринович
Алеся любит богословие и все, что связано с Библией. Ее мечта научиться читать Новый Завет на греческом языке вылилась в две степени магистра богословия — в Латвийском университете и в KU Leuven, Бельгия. По образованию Алесса юрист, и, возможно, поэтому в теологии ей нравится заставлять людей мыслить нестандартно и защищать тех, кого защищать не принято. Вдохновленная бразильским христианством, она верит, что Бог всегда на стороне угнетенных и гонимых. В свободное время она катается на роликах, горных лыжах и путешествует.
Источник: Tuvuma