Выдающийся библеист защищает инклюзивное богословие в отношении ЛГБТ

Интервью

Это интервью является частью “The Reconstruct”, еженедельной рассылки от Sojourners. В мире, где так много нужно изменить, Митчелл Атенсио и Джосайя Р. Дэниелс беседуют с людьми, которые верят в новое будущее и работают над его восстановлением.

Взгляните на полку многих студентов богословия за последние 25 лет, и вы, вероятно, найдете толстую манильскую книгу с красным текстом на обложке: “Этика Нового Завета”.

Автор книги — известный ученый по Новому Завету Ричард Б. Хейс, книга была опубликована в 1996 году, она охватывает почти 500 страниц и затрагивает все: от абортов и христологии до богатства и насилия. В одной из глав Хейс касается вопроса гомосексуальности. Эта глава не была наполнена огнем и серой, как это часто было у многих христиан в 1990-х годах, но она также не поддерживала однополые отношения. Однако эта глава берет свое начало в этом журнале.

В статье Sojourners 1991 года, которая затем была перепечатана в “Этике Нового Завета”, Хейс начинает с нескольких сотен слов о своей дружбе с гомосексуалом, умершим от СПИДа. Затем он погружается в библейскую экзегетику и завершает обзором церковной традиции, современной науки и более широкого масштаба Писания.

«Мы должны признать, что Новый Завет говорит нам правду о нас как о грешниках и как о сексуальных существах Бога: брак между мужчиной и женщиной является нормативной формой для человеческого сексуального удовлетворения, а гомосексуальность — это один из многих трагических признаков того, что мы — сломанный народ, отчужденный от любящей воли Бога», — написал Хейс. «Что касается гражданских прав, нет никаких причин для церкви выделять гомосексуалов для злобного дискриминационного обращения: если христиане делали это в прошлом, мы должны покаяться и вместо этого стремиться жить по евангелию примирения».

На протяжении многих лет христиане с консервативной сексуальной этикой использовали работу Хейса как пример для своих проектов исключения ЛГБТК+ христиан и отказа от однополых союзов или браков. В то же время Хейс осознал, что был неправ.

Это произошло в разговорах с его сыном, ученым Ветхого Завета Кристофером Б. Хейсом, когда он понял, что хочет что-то изменить. В ходе обсуждений они пришли к выводу, что вопрос гораздо шире, чем просто библейские стихи о сексе или браке. Вопрос касался характера Бога и широты Его милосердия.

Итак, в книге «Расширение милосердия Бога: сексуальность в библейской истории» два соавтора исследуют многозаветное свидетельство Библии о Боге, который готов быть испрошенным, с которым можно спорить и которого можно убедить придерживаться стандарта милосердия и включенности. Затем они применяют этот стандарт к вопросу сексуальных отношений.

Для Ричарда это акт покаяния. В интервью он сказал, что это возможность взять на себя ответственность за свои ошибки и жить в соответствии с «обновлением ума», как пишет Павел в Послании к Римлянам 12. Для Кристофера эта книга — приглашение для других встретить Бога Библии, Бога, который может измениться «как благодатный ответ на вопросы человечества».

Это интервью было отредактировано для краткости и ясности.

Митчелл Атенсио, Sojourners: Каковы были истоки этой книги?

Кристофер Б. Хейс: Эту историю можно рассказать по-разному, потому что она охватывает десятилетия нашей жизни, но если говорить о настоящих истоках книги, то она действительно возникла из разговоров, которые мы вели — я и мой отец — с остальной семьей в конце [2010-х]. Спустя несколько лет после выхода [«Морального видения Нового Завета»] стало ясно, что мышление моего отца уже начало меняться. И, конечно, мое тоже.

Конечно, это связано в некоторой степени с нашими личными переживаниями, касающимися людей ЛГБТК+ в церкви, и тем, как они жили свою верную жизнь. Мы действительно восхищались многими друзьями в этой группе. Но книга не о том, как изменились наши взгляды.

Вместо этого это книга о том, как мы пришли к представлению о Боге, который может найти место для ЛГБТК+ людей — даже несмотря на наличие текстов в Библии, которые кажутся говорящими обратное, как это описано в «Моральном видении».

Мы оба в какой-то момент ясно поняли, что это не та битва, к которой призвана церковь. Поэтому мы начали задаваться вопросом: «Хорошо, а как же у нас сформировалось такое представление о Боге?» Как у нас обоих появилась идея о Боге, который может сказать одно в определенный момент, но затем, как благодатный ответ на вопросы человечества, с течением времени и изменением культуры, захотеть сделать что-то другое здесь и сейчас?

Мы пытались написать эту книгу, учитывая весь канон, и показать, как мы видим Бога, который не является неизменным, как утверждают некоторые богословы или пасторы. Бог Библии — это немного более дикий и иногда непредсказуемый Бог.

Ричард Б. Хейс: Возвращаясь к 1996 году, когда была опубликована «Моральное видение», я всегда знал, что то, что я написал там, было попыткой осмыслить, как Библия может говорить по вопросу однополых отношений. То, что я написал в 1996 году, было предложением начать обсуждение, а не завершить его. Но его восприняли не так.

Я несу некоторую ответственность за это; я написал его так, как будто пытался поставить точку. Оно было написано в то время, когда однополые браки были незаконны в США и почти повсеместно отвергались церквями.

Мои собственные мысли [с тех пор] изменились под влиянием более глубокого знакомства с христианами ЛГБТК+ — как среди моих студентов, так и в церквях, в которых я участвовал, — и того, как в них проявлялись дары Духа. То, что я написал раньше, этого не учитывало.

Со временем я все больше и больше ощущал, что не хочу, чтобы мое наследие было связано с этой одной главой одной книги, которую я написал. Это [27] страниц из книги… Я хотел написать что-то, чтобы пересмотреть и переосмыслить сказанное ранее и выразить покаяние, как я делаю это в эпилоге к книге «Расширение милосердия Бога».

Это был долгий процесс, который привел меня к более глубокому пониманию того, насколько милосердие Бога лежит в самом сердце Писания. Это укрепило мое мнение о том, что мы не должны использовать Библию для поиска доказательств по моральным вопросам. Мы должны видеть весь масштаб библейского повествования и понимать, как в этом повествовании Бог продолжает действовать удивительно, открывая благодать и милосердие для все большего числа людей.

Ричард, меня привлекло Ваше использование слова metanoia — греческого, означающего покаяние. На что похоже это покаяние для Вас, помимо основной части написания этой книги?

Ричард: В 1970-х годах мы с моей женой Джуди жили в общине под названием Metanoia Fellowship в Спрингфилде, штат Массачусетс. Мы давно поняли, что христианская жизнь — это призыв к тому, о чем говорит Павел в Послании к Римлянам 12 — «По милости Божией, обращаюсь к вам, преображайтесь обновлением ума Вашего».

Этот процесс обновления ума является неотъемлемой частью того, что значит жить как последователь Иисуса.

Одним из самых ярких впечатлений для меня стало участие в музыкальной команде поклонения в моей церкви в Дареме, штат Северная Каролина.

В течение нескольких лет лидером этой группы был молодой человек, который считал себя квиром. И это было так весело. Было просто здорово быть частью этой группы и общины, в которой были другие люди, играющие активную и руководящую роль, и я подружился с этими людьми и знал их лично.

Участие в руководстве богослужением и служением в общине стало для меня самым активным местом в формировании настоящих отношений с людьми разной сексуальной ориентации.

Кристофер, что Вы узнали об отцовстве — и, я полагаю, о Боге — благодаря диалогу с собственным отцом?

Кристофер: Некоторые люди из читательской аудитории просто в бешенстве от того, что «Ричард Хейс изменил свое мнение! Он сменил сторону! Он больше не в нашей команде!». Они думают, что это какой-то радикальный разворот. Несмотря на то, что он написал в первой книге, [The Widening of God’s Mercy] соответствует тому человеку, с которым я вырос и которого знал всю свою жизнь.

Это человек вдумчивый, стремящийся быть добрым, желающий по-настоящему познать Божью волю и быть внимательным к тому, что делает Бог. Несмотря на перемены, я вижу много преемственности.

Это немного наводящий, но справедливый вопрос; мы много говорим об отцовском языке для Бога и о том, насколько отцовская метафора является той, которую мы должны использовать в нашем богословии. Я бы не сказал, что я когда-либо путал своего настоящего отца и Бога-Отца. Но Вы можете провести некоторую аналогию.

Бог, похоже, тоже хочет, чтобы человек процветал. Кажется, что Бог готов общаться с нами как со своими созданиями и реагировать на те проблемы, которые мы поднимаем, и даже готов нести ответственность за Божью справедливость. Такие люди, как Авраам, [говорят Богу]: «Разве не должен судья всей земли делать то, что правильно?».
Или Иов. В конце книги Бог говорит — даже после всех вызовов, которые бросал Иов, — «Иов говорил истинно о Боге». Это образец верных отношений с Богом, о котором слишком многие христиане забывают.

Реакция на эту книгу показала, что для многих людей их вера в Библию — это способ контролировать других людей, то, что правильно и неправильно, и то, как воспринимается Бог. И они очень расстраиваются, когда эта уверенность разрушается.

На самом деле быть в отношениях с Богом — это не значит постоянно иметь ту стабильность, которую мы хотели бы иметь. Вера успокаивает — и должна успокаивать, — но это не избавляет нас от необходимости снова и снова спрашивать: «Исполняю ли я волю Бога? Слушаю ли я его?».

Ричард: Отношения между отцом и сыном при написании этой книги были очень интересными, потому что каждый из нас был готов не только подбадривать другого, но и бросать ему вызов.

Было много случаев, когда один из нас говорил другому: «Подожди-ка, ты не можешь так говорить; подумай об этом по-другому». Крис писал главы Ветхого Завета, а я — Нового Завета. Но даже там мы предлагали участие и критику.

На одной из страниц [черновых рукописей] Крис написал на полях: «Ты не можешь сказать это в книге с моим именем». [Смеется], и иногда приходится говорить: «О, похоже, я был не прав».

В некотором смысле, мы предлагаем, чтобы наши отношения с Богом, как людей, были настоящим диалогом. Бог — динамичный, личностный Бог, который слушает и отвечает с милостью. С благодатью всегда, но не так, как мы ожидаем.

Что касается содержания самой книги, то я сомневаюсь в том, что включение ЛГБТК+ в жизнь общества является расширением Божьего милосердия. Что делает Божье милосердие более широким сейчас, чем в 1946 или 1996 году?

Ричард: Я согласен, что эта идея несколько озадачивает. Но, в принципе, она ничем не отличается от того, что мы видим в новозаветных историях о расширении ранней церкви, когда язычники начинают приниматься в сообщество последователей Иисуса.

Это шокирует многих людей. Петр говорит, когда Дух призывает его пойти в дом сотника Корнилия: «Ты знаешь, что иудеям не дозволяется входить к язычникам» — не совсем дружелюбный способ начать разговор. Но то, о чем говорит Петр, на самом деле созвучно тому, что многие благочестивые евреи считали правильной позицией по отношению к язычникам: Вы не едите с ними.

Другой пример — когда человек с иссохшей рукой находится в синагоге в субботу. Фарисеи стоят вокруг и смотрят, сделает ли Иисус что-то, что, по их мнению, является нарушением Божьего закона — исцелять по субботам. И Иисус бросает им вызов. И фарисеи замолкают.

На самом деле, в Торе нет запрета на исцеление в субботу. Но они вывели это как продолжение того, что есть в Торе и что является «работой в субботу».

Библия полна примеров, когда Бог дает Божьему народу закон или указание, которые впоследствии отменяются Богом и преобразуются в более инклюзивное, восприимчивое видение того, что означает послушание Богу.

Крис любит цитировать отрывок из Исайи, где Бог говорит: «Я творю новое. Разве Вы не чувствуете этого?». Мы должны как-то учесть это.

Кристофер: В книге есть фундаментальное противоречие, потому что в Библии существует фундаментальное противоречие между идеей о том, что Божий план всегда шире, чем мы, возможно, видим в самой библейской истории, и тем фактом, что мы действительно видим эту постоянную последовательность новых вещей. Кажется, что Бог включает все больше и больше людей в Божественную благодать.

Это попытка верного прочтения Библии, чтобы сказать «и то, и другое».

Есть стремление заключить Бога в рамки и знать окончательно и наверняка, кто такой Бог и чего Он хочет, и я не думаю, что это совсем не то, что нам дает Библия.

Мне это кажется правильным, но это также вызывает у меня глубокий дискомфорт.

Ричард: В конце Послания к Римлянам 11, в конце этой длинной дискуссии о верности Бога Израилю, Павел пишет: «О, глубина богатства и премудрости и знания Божия! Как неисследимы суды Его и как непостижимы пути Его».

Павел сталкивается с этой же проблемой и приходит к такому выводу. Кому-то это может показаться озадачивающим или неудовлетворительным, но я думаю, что это отражает странность и непостижимость именно той проблемы, которую Вы затронули.

Неважно, беспокоятся ли другие о том, что христиане принимают полиаморию, или я беспокоюсь об «отношениях» с искусственным интеллектом, я хочу знать, что Вы думаете о правильной позиции по отношению к тем вещам, которые кажутся вне того, что желает Бог. Как нам занять позицию милосердия?

Ричард: Первое, что я бы сказал о правильной позе, — это стремление понять, не торопясь с осуждением. Понять, что движет или мотивирует — а может быть, даже оправдывает — такие способы существования или поведения, которые, на первый взгляд, являются оскорбительными или неуместными. Это трудно сделать. Это трудно сделать и мне.

Кристофер: Я думаю, что история о Моисее и дочерях Зелофада — это история, которая произвела на меня впечатление.

Дочери этого человека — который умер, не имея сыновей — должны были потерять свою землю. Исходя из общепринятой практики, можно предположить, что дочери не должны были наследовать землю. Поэтому они приходят к Моисею в шатер собрания и говорят: «Эй, это не похоже на правду. Мы должны иметь право на землю нашего отца так же, как и сын».
Очевидно, что это что-то новое. Так не принято. И что же делает Моисей? Он подает хороший пример. Он идет и говорит Богу: «Что мне с этим делать?». И, конечно же, Бог говорит: «Знаете что? Они правы. Отныне мы будем поступать именно так».

Эта история служит этиологией того, почему дочери могут наследовать.

Это хорошая модель для позиции. Моисей — сильный парень. Он занятой человек. У него есть всевозможные причины не хотеть, чтобы его беспокоили по этому вопросу, но он находит время и действительно пытается прислушаться к голосу Бога.

Митчелл Атенсио
старший помощник редактора новостей, sojo.net.

Расскажите друзьям