Христианский ответ на «ассимметричную эмпатию» на Ближнему Востоке

Альтернативное мнение Главное

Бездушный, расчетливый цикл смертоносного насилия охватил Ближний Восток. Его импульс кажется неостановимым и может вовлечь страны за пределами региона в военный конфликт, при этом ядерное оружие — не использовавшееся ни в одной войне в течение 79 лет — будет находиться на волосяном спусковом крючке. Историки еще долго будут разбирать сложную паутину событий последнего столетия, которые привели нас к этой пропасти на Ближнем Востоке. Но в США, особенно в жизни и свидетельстве их церквей, наши взгляды и действия были поражены асимметрией сопереживания.

Современная политическая и религиозная обстановка является одновременно напряженной и токсичной, что делает любые суждения об Израиле и Палестине опасными. Любой, кто осмеливается высказаться, немедленно подвергается допросу, за которым часто следуют обвинения в антисемитизме, или религиозном фанатизме, или слепой идеологической предвзятости. Трудно сформулировать послание, которое прорвется под укоренившейся, поляризованной риторикой — и еще труднее слушать. Но мы должны пытаться говорить, потому что молчание — это соучастие в зле, терроре и бедствиях.

Создание государства Израиль рассматривалось как средство обеспечения и защиты выживания еврейского народа после Холокоста — чудовищного геноцида в современной истории. Глобальное сочувствие, смешанное с геополитическими целями, придало силу этой исторической инициативе. В ходе этого процесса палестинцы и другие люди были изгнаны и перемещены; поскольку их истории в основном не были услышаны, возник дефицит сопереживания. Американские церкви были поглощены библейскими интерпретациями эсхатологии, которые привели к тому, что Бог превратился в агента по продаже недвижимости.

Попытки найти политические решения, которые позволили бы выразить суверенитет Палестины наряду с гарантиями безопасности Израиля , неоднократно терпели неудачу. С 1967 года оккупация захваченных Израилем земель, признанная международным сообществом незаконной, продолжается, и полмиллиона поселенцев, расположившихся в защитных, безопасных анклавах, закрепляют отдельные и неравные повседневные реалии для палестинцев.

В результате жестокой атаки ХАМАС 7 октября 2023 г. погибло более 1100 человек, а 251 человек был взят в заложники; эта бойня нанесла травматический удар по общей вере Израиля в свою географическую и психологическую безопасность. Лица израильских жертв на рекламных щитах и телеэкранах пронзали сострадательные сердца. Последовавшая за этим атака Израиля на Газу разрушила все границы гуманитарной и юридической сдержанности в войне. Среди 41 870 убитых большинство составляли женщины и дети — в том числе 16 750 детей. Около 1,9 миллиона жителей Газы, 90% населения, были вынуждены покинуть свои дома, причем некоторые — многократно. По оценкам, 66% зданий в Газе разрушены, включая 277 000 домов, а также множество школ и больниц. Но мы лишь мельком видим эти факты и человеческие лица. Израиль запрещает независимым журналистам въезжать в Газу, и по меньшей мере 128 журналистов в Газе были убиты. Трудно испытывать сочувствие к статистике.

Около 60 000 израильтян бежали из своих домов на севере Израиля с тех пор, как 8 октября 2023 г. начались обстрелы со стороны Хезболлы. Их желание вернуться — это внутренний мотив военной кампании Израиля, направленной на ликвидацию присутствия Хезболлы к северу от границы. Дальнейшие атаки направлены на уничтожение руководства Хезболлы и арсеналов, поставляемых Ираном. Но мы почти ничего не слышим о 95 000 ливанцев, покинувших приграничные районы своей страны, и о 1,2 миллионах ее граждан, которые сейчас покидают свои дома, отчаянно пытаясь спастись от бомб, которые Израиль сбрасывает с самолетов, беспилотников и ракет, в основном поставляемых США. Более 2 000 человек погибли под завалами, которые также похоронили нескольких лидеров Хезболлы.

Оставаясь незамеченными, израильские поселенцы на Западном берегу развязали свои собственные нападения на палестинских соседей, в то время как израильские силы безопасности убили там более 700 человек — людей, которых почти всегда называют «боевиками». Израильское правительство, отвергающее любую версию политического урегулирования, включающего значимое выражение палестинского суверенитета, теперь, похоже, намерено уничтожить руководство и инфраструктуру всех группировок, которые оно считает своими врагами, невзирая на разрушения среди мирного населения и международное осуждение. Это еще больше радикализирует подрастающее поколение палестинцев.

В ответ Иран решил устроить «демонстрацию силы», выпустив не менее 180 ракет по Израилю, чтобы защитить свой имидж и поддержку Хезболлы, Хамаса и своей «оси сопротивления», вызвав тем самым ответные действия, которые чреваты участием США и глобальных союзников Ирана. И вот мы здесь, у этой пропасти.

Что могут сказать религиозные голоса, основанные на приверженности Божьей справедливости и миру, в этот опасный момент? Ответ, как мне кажется, кроется в библейской мудрости, которая, как мы знаем, верна в любое время и в любом контексте.

Смертельная глупость — верить, как утверждают некоторые, что эскалация — это путь к деэскалации. Правда в том, что насилие порождает насилие. В повелении Иисуса любить своих врагов мы видим, что мир — это не просто желаемый результат; миротворчество отражает Божьи средства для продвижения к желаемой цели. Нынешний цикл ответного, мстительного насилия со всех сторон должен прекратиться — и прекратиться немедленно. Безусловное прекращение огня всеми сторонами на всех фронтах — включая затянувшуюся «сделку», обещающую возвращение заложников ХАМАСом — является необходимым условием для предотвращения беды. Давайте прекратим безумную веру в то, что смертельный цикл насилия может быть разорван еще большим насилием.

Любое свидетельство, имеющее библейские корни, вновь заявляет с пророческой ясностью и гневом, что к человеческим жизням никогда нельзя относиться как к одноразовому товару, «трагическим, но необходимым» жертвам или уязвимым живым щитам. Каждый человек обладает неотъемлемым достоинством и святостью, проистекающими из отпечатка образа Божьего в его сердцевине, который может быть жестоко нарушен, но никогда не может быть стерт человеческими действиями. Массовое осквернение святости человеческой жизни в Газе, на Западном берегу, в Ливане и Израиле сегодня нарушает образ и намерение Бога в Божественном законе и является явно преступным с точки зрения международного права.

Мы также знаем, что Божье сострадание не знает границ, преодолевая барьеры национализмов, этносов, идеологий и пристрастных повествований, которые сдерживают наше сочувствие. Поэтому любая библейская надежда на прекращение военного насилия при дипломатическом посредничестве — и возможность представить себе политическое решение — должна основываться на всеохватывающем сочувствии, которое находит место для восприятия страданий всех.

В рамках этой всеохватывающей эмпатии мы также видим, что задуманное Богом будущее всегда ставит в центр тех, кто угнетен и страдает на задворках любого общества — всеобъемлющая любовь, которая всегда усиливает голоса тех, кто был обойден молчанием или не замечен. Услышать эти голоса очень важно. Здесь действует принцип: Боль должна быть названа, чтобы она могла стать путем к исцелению и трансформации. А боль, которую не признают, будет передаваться. На протяжении десятилетий асимметричная эмпатия подпитывала бесконечную, взаимную передачу страданий и насилия.

Божья любовь, явленная в жизни, смерти и воскресении Иисуса, противостоит злу истиной, искупительной силой, жертвенностью и неугасимой надеждой. Нам нужна эта радикальная надежда, чтобы представить себе невообразимое. Это видение, которое может увидеть 7 миллионов израильтян-евреев и примерно равное по численности население палестинцев, живущих вместе на земле между рекой и морем, в политических, географических и культурных договоренностях, гарантирующих безопасность обоих народов и создающих условия для развития движений примирения. Эта надежда, кажущаяся сегодня такой далекой, — единственный долгосрочный путь к прекращению бесконечной вражды.

Слово «сострадание» означает «страдать вместе». Библейская мудрость знает, что Божье сострадание заложено и даже смешано с кровью, которая течет из разбитых тел тех, кто разбросан по этой земле, которую мы осмеливаемся называть святой. Наша вера знает, что даже из самых страшных страданий и смерти может появиться портал искупления. Мы можем провозгласить эту надежду, называя всю боль в сочувствии, которое пытается отразить сострадательное присутствие Бога.

Уэсли Гранберг-Майклсон
член правления Sojourners и бывший генеральный секретарь Реформатской церкви в Америке.

Sojo

Расскажите друзьям