Израильские силы безопасности охраняют улицы Лода, спустя несколько недель после того, как участники беспорядков сожгли патрульные машины, синагоги и дома. Нападавшие, убившие араба и еврейского жителя, все еще на свободе. А мэр, которого некоторые обвиняют в том, что он создал условия для самых сильных внутренних беспорядков в истории Израиля, остается на своем посту — сообщает Religion News Service.
Израиль и ХАМАС две недели назад заключили перемирие, положившее конец 11-дневным боям в секторе Газа. Но корни беспорядков, потрясших смешанные еврейско-арабские города Израиля во время войны, так и не были устранены, что оставляет эти общины в напряжении.
«Мне трудно сказать, каким будет завтрашний день. Сказать, что у меня будет такое же доверие, трудно», — говорит Риви Абрамовиц, еврейская жительница преимущественно арабского района Лода Рамат Эшколь.
В Лоде, расположенном в 10 милях к юго-востоку от Тель-Авива, рядом с главным международным аэропортом, проживает 77 000 человек. Около трети из них составляют арабы — многие из них потомки палестинцев, составлявших большинство населения города до массового изгнания во время войны 1948 года вокруг создания Израиля.
Городской пейзаж, состоящий из малоэтажных жилых проектов 1950-х и 60-х годов, город рабочего класса также является бастионом жесткой еврейской политики. На выборах 23 марта националистические партии, включая партию «Ликуд» премьер-министра Биньямина Нетаньяху, набрали в Лоде более 60% голосов.
Любая напряженность оставалась практически на поверхности — до прошлого месяца.
Столкновения между иерусалимской полицией и палестинскими демонстрантами в мечети Аль-Акса, одном из самых святых мест ислама, и запланированное выселение палестинцев из домов в восточном районе Иерусалима заставили некоторых арабских жителей Лода выйти на улицы в знак протеста.
В ночь, когда началась война между Израилем и ХАМАСом, стрельба в араба, которую устроил еврейский житель Лода, вызвала насилие, продолжавшееся более недели, и в городе было введено чрезвычайное положение.
Подобные беспорядки, подпитываемые давним недовольством арабов по поводу дискриминации и отсутствия возможностей, быстро распространились на другие смешанные районы по всей стране.
В Лоде были убиты два жителя: 32-летний Муса Хассуна, предположительно еврейский стрелок, и 56-летний Игаль Иегошуа, предположительно группой арабских нападавших. Ни по одному из этих случаев не было предъявлено никаких обвинений, и полиция говорит, что расследование продолжается.
Некоторые арабские жители отмечают, что поворотным моментом стало избрание мэра Яира Ревиво восемь лет назад. Ревиво имеет тесные связи с религиозным националистическим движением, известным как «Ядро Торы», которое продвигает в бедных городах так называемые еврейские ценности.
Критики говорят, что Ревиво, член Ликуда, разжигает ненависть к арабам, продвигает дискриминационную политику и расширяет возможности «Ядра Торы» пагубными способами. Присутствие группы в Лоде насчитывает около 25 лет, но ее численность выросла с двух семей-основателей до более чем 1 000 семей сегодня.
До начала беспорядков Ревиво выступал против «арабской преступности» в своем городе, называя ее «экзистенциальной угрозой для государства Израиль».
«У еврейских преступников есть капля сострадания. Арабские преступники, не имеют никаких запретов», — сказал он в декабре в эфире радиостанции «103».
В апреле он призвал правительство начать операцию в военном стиле, чтобы пресечь «кошмар выстрелов, взрывов, фейерверков и призывов к молитве, усиливающихся в 4 часа утра».
В письме на имя начальника полиции и министра общественной безопасности Израиля Ревиво описал «атмосферу террора, Дикого Запада», которую создают арабские жители.
За несколько дней до беспорядков 10 мая Ревиво совершил поездку по Лоду вместе с Итамаром Бен Гвиром, ультранационалистическим законодателем с антиарабскими взглядами, что возмутило арабских жителей.
Рут Левин-Чен из «Авраамовых инициатив», некоммерческой группы, базирующейся в Лоде и выступающей за сосуществование, сказала, что арабское население все больше разочаровывается.
Она ссылается на социально-экономическое неравенство между евреями и арабами, насильственную преступность и отсутствие эффективной полицейской, планировочной и жилищной политики. Она также указала на растущее влияние организации «Ядро Торы».
Многие арабы в Лоде относятся к этой группе с подозрением из-за ее связей с движением поселенцев Западного берега. Некоторые арабские жители называют их всех вместе «поселенцами».
Во время беспорядков арабы нападали на имущество, принадлежащее религиозно-националистической общине. В ответ вооруженные поселенцы Западного берега и другие ультранационалисты мобилизовались в Лод, раздувая пламя.
«Мы — соблюдающие евреи из религиозной сионистской общины. Я не понимаю, почему нас записывают в «поселенцы», — сказала Абрамовиц, которая живет в Лоде уже шесть лет со своим мужем, который родился в этом городе и чьи родители были одними из основателей «Ядра Торы». «Никто не пришел никого выгонять».
Арабский политик Мохаммед Абу Шикри сказал, что за десятилетия его работы в городском совете Лода «я никогда не видел мэра смешанного города арабов и евреев, который подстрекает против арабов, привозит поселенцев».
«Я знал восемь мэров Лода», — сказал он. До Ревиво «у мэров всегда были хорошие отношения с арабами».
Арабы составляют около 20% населения Израиля и являются гражданами страны с правом голоса. Но они давно страдают от дискриминации, а их общины часто страдают от преступности, насилия и бедности. Они в основном отождествляют себя с палестинцами, что заставляет многих израильтян относиться к ним с подозрением.
В отчете Института демократии Израиля за 2018 год отмечается неравенство в представительстве арабов в смешанных муниципалитетах.
Хотя арабы составляют 30% населения Лода, только 14% муниципальных служащих — арабы, а в городском совете, состоящем из 19 членов, их всего четыре. За четыре десятилетия в городе не было арабского заместителя мэра, говорится в докладе.
«Что это говорит о месте арабов в городе?» — спрашивает Левин-Чен. По ее словам, в Лоде нет почти никаких объектов для «совместной общинной жизни», а мэрия города мало что делает для того, чтобы объединить евреев и арабов.
Редким исключением, похоже, является боксерский клуб «Маккаби Лод», где еврейские и арабские спортсмены тренируются вместе. «Здесь мы как одна семья», — говорит тренер Яков Валлах.
Но признаки разделения широко распространены. В городском общинном центре есть отдельные занятия физкультурой и музыкой для арабов и евреев.
В напряженном районе Рамат Эшколь члены общины «Ядро Торы» недавно утром провели церемонию обрезания новорожденного. На следующий день арабская семья праздновала рождение своего мальчика. Хотя эти события происходили всего в одном квартале друг от друга, не было никаких признаков того, что общины празднуют вместе.
Абрамовиц, со своей стороны, говорит, что у нее теплые отношения с арабскими соседями. Но она считает, что есть предел тому, как далеко могут зайти отношения, и говорит, что хочет «жить вместе, но отдельно».
«Есть внешкольные мероприятия для арабов, есть внешкольные мероприятия для евреев», — сказала она. «Мы не заинтересованы в смешении — ассимиляции».
Офис Ревиво отклонил просьбы об интервью. Но он отверг обвинения в дискриминации, заявив, что он работал «над улучшением качества жизни в арабской общине, подобного которому не было с момента основания города». Она добавила, что «по всему городу евреи и арабы живут как добрые соседи».
Самах Салаимех, основательница «Арабских женщин в центре», правозащитной группы в Лоде, сказала, что она надеется, что беспорядки станут «тревожным сигналом, что мы не можем продолжать в том же духе».
Малек Хассуна, отец убитого во время беспорядков араба, стоял у могилы своего сына, которая находится рядом с могилами нескольких поколений глубоко укоренившейся семьи жителей Лода.
«Будь то еврей или араб, это одна кровь», — сказал он, выразив надежду, что его внуки будут мирно жить со своими еврейскими соседями. «Я хочу, чтобы Лод вернулся к тому, как это было 40 или 50 лет назад, как это было с сосуществованием с евреями».