6 ноября, в 6:30 утра, вскоре после того, как Дональд Трамп выиграл второй срок на посту президента, температура в северном Нью-Джерси, где я живу, составила 20°C, что на 10°C выше нормы. Японский клён сиял на фоне осенней обстановки, выглядя неуместно, а рой насекомых кружился, будто думая, что настала весна. В то же время ноябрьский ураган приближался к Мексиканскому заливу, Японское метеорологическое агентство сообщило, что первый снег на горе Фудзи выпал позже, чем когда-либо за последние 130 лет, а учёные объявили, что 2024 год, вероятно, станет самым жарким в истории. Когда за пределами Нью-Йорка вспыхнули лесные пожары, на моём телефоне загорелось сообщение «Предупреждение о пожарной опасности». Это было впервые, когда я увидел такое уведомление.
Но если в предшествующих предвыборных кампаниях была какая-либо значимая забота о планете, которая буквально закипает, я её упустил.
Во время своей короткой президентской кампании вице-президент Камала Харрис почти не говорила о климате, вероятно, чтобы не потерять голоса в Пенсильвании. Когда её спросили на дебатах в сентябре о фрекинге (Фрекинг — это гидроразрыв пласта, метод добычи нефти и газа путем закачивания жидкости под высоким давлением в скважину для разрушения породы), она ответила без колебаний: «Я не запрещу фрекинг», — сказала Харрис, смотря прямо на вопрошающего. «Я не запрещала фрекинг как вице-президент США. Более того, я была решающим голосом в Законе о снижении инфляции, который открыл новые лицензии на фрекинг». Хотя она явно поддерживает действия по борьбе с изменением климата, её отказ от нюансов в ответе, если не считать простое признание климатических последствий, меня насторожил.
Не стоит и говорить, что новоизбранный президент по-прежнему отрицает изменение климата. В апреле Трамп заявил нефтяным компаниям, что они должны пожертвовать 1 миллиард долларов на его кампанию в обмен на смягчение регулирования. В июне и на прошлой неделе его кампания подтвердила, что, если его изберут, он снова выведет США из Парижского соглашения. В августе в интервью с Илоном Маском Трамп отверг срочность глобального потепления и ошибочно заявил, что уровень моря поднимется всего на «одну восьмую дюйма за следующие 400 лет, и у вас будет больше прибрежной недвижимости». Согласно данным NASA, текущий ежегодный рост уровня моря уже в полтора раза превышает четырёхвековой прогноз Трампа.
В таких ситуациях можно было бы надеяться, что религиозные сообщества восполнят этот пробел. Однако, хотя многие прогрессивные верующие группы активно работали на этих выборах, христиане — особенно белые христиане — в значительной степени поддержали самого антиклиматического кандидата в истории. В сентябрьском опросе 2024 года 82% белых евангелистов выразили поддержку новоизбранному президенту, а также 61% белых католиков и 58% белых неевангельских протестантов.
Международная поддержка религиозными сообществами климатических действий к ежегодным переговорам ООН по климату также не вдохновляла. В преддверии COP29, начавшегося на этой неделе в Азербайджане, 300 высокопоставленных религиозных лидеров собрались и сделали безликое заявление с пустыми фразами, такими как «критическая необходимость усиления сотрудничества между политическими, социальными и религиозными лидерами для решения экологических вызовов и изменения климата и содействия глобальному диалогу» и «важность создания постоянного консультативного совета религиозных лидеров в рамках Секретариата Рамочной конвенции ООН по изменению климата». В заявлении не содержалось призыва к увеличению финансирования перехода на чистую энергию и компенсации за климатические потери и ущерб — реальной цели COP29. Также отсутствовало утверждение о необходимости постепенного отказа от ископаемого топлива и утроения объёмов производства возобновляемой энергии, что было бы хотя бы в согласии с текущей религиозной адвокацией. Заявление, которое было поддержано Программой ООН по окружающей среде, поразило своей общей неопределённостью. Это продолжило недавнюю тенденцию стран-организаторов COP к проведению малоэффективных межконфессиональных встреч с громкими названиями и религиозными заявлениями, которые не выполняют фундаментальной моральной обязанности защищать уязвимых и давить на власть имущих, чтобы они поступали правильно.
Следующие четыре года станут климатической катастрофой. Трамп и его сторонники будут разбирать политику и нормативные акты. Автократы и вновь набирающие силу крайне правые партии по всему миру будут вдохновлены лозунгом «добывай, не останавливайся». Всё больше частей мира будут гореть, затопляться и превращаться в пустыню. Беженцев, к которым Бог в Ветхом Завете относится с глубокой заботой, будут презирать, очернять, задерживать и депортировать на границах и в странах глобального Севера. Это будет больно. И всё же, судя по уже сложившимся паттернам, мир постарается закрыть на это глаза. Телевизионные журналисты и их продюсеры давно дали понять, что освещение темы климата снижает рейтинги. Местные журналисты, опасаясь преследований и угроз со стороны агрессивных зрителей, часто избегают говорить на эту тему.
Быть пробуждённым, по-настоящему пробуждённым, — это первостепенный религиозный долг. Слово «Будда» означает просто «тот, кто пробудился». Фраза «О вы, которые уверовали!» встречается более 80 раз в Коране и является прямым призывом к верующим обращать внимание на заповеди, запреты и вопросы, касающиеся веры и поведения. Иисус неоднократно призывает своих последователей бодрствовать, особенно в те моменты, когда приближались его арест и распятие.
Пока мир осмысливает последствия второго президентства Трампа, моральной отправной точкой на ближайшие 48 месяцев является бодрствование перед лицом климатических последствий. Свидетельствовать их жестокую разрушительность, предлагая друг другу необходимую духовную поддержку. Стоять на стороне невинных жертв, будучи готовыми выступать за финансирование на возмещение потерь и ущерба. Призывать правительства к изменениям в необходимом масштабе, даже если мы сжимаемся от ужаса перед тем, что снова бьёмся головой о стену, которая, как показывает история, всё же может однажды дать трещину.
Климатические последствия сокрушительной победы Трампа вызывают тошноту и приводят в оцепенение. Но, сохраняя наши сердца открытыми, мы сохраним нашу человечность. Это будет источником энергии, которая нам понадобится, чтобы подняться и, в конечном счёте, преодолеть трудности. Этот момент не настанет скоро; дни «победного» конца истории изменения климата ушли. Но если мы хотим, чтобы климат и мир достигли лучшего состояния, нет лучшего способа начать, чем оставаться пробуждёнными. По-настоящему пробуждёнными.
Преподобный Флетчер Харпер
исполнительный директор GreenFaith, международной межконфессиональной организации, помогающей людям действовать во имя Земли в условиях климатической чрезвычайной ситуации.
====================
Поблагодарить редакцию и поддержать проект можно:
Юмани: https://yoomoney.ru/to/410015066056359
PayPal: https://paypal.me/baznica
Revolut: https://revolut.me/paveld9ne
На карту МИР: 2204 1201 1978 4292
Стать партнером и поддерживать редактора регулярными платежами:
Патреон https://www.patreon.com/bralispavels
Бусти https://boosty.to/pavels