Начиная с 1970-х годов, белые американские евангелисты — большая часть протестантов, придерживающихся буквального прочтения Библии, — часто добивались особых привилегий через свою политическую активность, в первую очередь поддерживая Республиканскую партию.
В 1980-х годах президент Рональд Рейган символически укрепил этот союз, привнеся религиозную свободу и мораль в общественные разговоры, которые ставили под сомнение отделение церкви от государства. В 2003 году президент Джордж Буш-младший подписал закон о запрете абортов на поздней стадии. В октябре 2020 года президент Дональд Трамп назначил консервативную евангелистку Эми Кони Барретт членом Верховного суда, а на выборах в следующем месяце набрал 80% голосов белых евангелистов.
Трамп зашел так далеко, что назначил совет консультантов по вопросам веры, состоящий из влиятельных евангельских лидеров. В их число вошли Пола Уайт, известная пастор и телепроповедница, и Джеймс Добсон, основатель организации Focus on the Family, ведущей организации в попытках евангелистов внедрить семейные ценности в политику. Эти члены дискуссии приветствовали такие жесты Трампа, как подписание «Президентского указа о продвижении свободы слова и религиозной свободы», который направлен на обеспечение соблюдения поправки Джонсона, налогового закона 1954 года, требующего от молитвенных домов не вмешиваться в политику, чтобы оставаться свободными от налогов.
Хотя вопрос о том, что конкретно представляет собой евангелист, является спорным, многие согласны с тем, что это консерваторы, которых сильно мотивируют вопросы культурной войны, такие как аборты, однополые браки и сексуальность.
Но несмотря на то, что в СМИ евангелистов часто представляют как монолитную группу, современные исследования показывают более сложную картину.
В течение последних шести лет я работал с междисциплинарной группой ученых в Американской академии религии над анализом смены поколений в евангелизме и религии в целом в США. Мы обнаружили, что некоторые из молодых евангелистов открыто ставят под сомнение свои религиозные и политические традиции. Короче говоря, большинство белых евангелистов стареет, а часть молодых евангелистов по-другому относится к религии и политике.
Уход из веры вместо реформирования изнутри
Мое исследование состоит из многочасовых наблюдений за молодыми евангельскими религиозными общинами, а также 50 углубленных качественных интервью с людьми, выросшими в политически заряженном евангельском движении на юго-востоке США, в регионе, где доминируют евангелисты.
Взятое вместе, это исследование указывает на растущее недовольство белых евангелистов-миллениалов и поколения X культурными и политическими интересами, которые сильно мотивировали их родителей, бабушек и дедушек. Растет число «эксвангелистов», которые отказываются от своих прежних позиций в отношении однополых браков, расы и сексуальности.
Евангелисты, часто ссылаясь на библейский текст, обычно утверждают, что брак заключается между одним мужчиной и одной женщиной. Более 75% склонны проводить богослужения в расово сегрегированных общинах и больше других религиозных групп поддерживают права на владение оружием.
Однако мои респонденты склонны к резкой критике своей предыдущей религиозной традиции, а также полностью отвергают евангельскую веру.
Эти данные параллельны другим исследованиям, обнаруживающим расистские структуры внутри белого американского евангелизма, таким как работы социолога Роберта П. Джонса и религиоведа Антеи Батлер. Аналогичным образом, историк Кристен Кобес Дю Мез исследует, как гипермаскулинность укоренилась в американском евангеличестве.
Расширяя религиозные и политические границы
Мое исследование выявило сообщества молодых евангелистов, которые расширяют свои религиозные границы и переосмысливают свою позицию по вопросам культурной войны, а также ставят под сомнение достоинства культурной войны.
Эти молодые евангелисты пытаются реформировать свои общины изнутри традиции, будучи ее лояльными, но весьма критичными членами. Иногда эти группы называют «новыми евангелистами» или «прогрессивными христианами», при этом некоторые спорят о том, можно ли считать термин «евангелист» искупительным ярлыком.
Я наблюдал, как несколько молодых евангелистов работают в своих религиозных общинах, чтобы способствовать принятию тех, кто не принадлежит к христианской традиции, как единоверцев, идущих по схожему пути веры. Они приветствуют межрелигиозное взаимодействие как позитивное. Одна из респонденток с гордостью рассказала мне, как ее церковь сотрудничала с местным имамом и мусульманской общиной, просвещая друг друга относительно их религиозных практик, и вместе работали волонтерами в местном продовольственном банке. Как я узнал из предыдущего исследования, подобное отношение обычно вызывает сопротивление со стороны их старших евангелических коллег. Многие традиционные евангелисты считают, что их вера — единственный путь к религиозному искуплению, и межрелигиозное сотрудничество может навредить их последователям.
Кроме того, некоторые молодые евангелисты склоняются к использованию духовных ресурсов вне христианской традиции. Применяя техники медитации или йоги, мои респонденты подчеркивали, как они исследуют свои религиозные и духовные убеждения.
Это контрастирует с евангелистами старшего поколения, которые считают, что их традиция предоставляет все необходимые ресурсы для духовного роста и отвергают любое внешнее или восточное влияние. Одна из опрошенных отметила, что ей пришлось сменить евангельскую церковь после того, как прежняя евангельская церковь запретила ей быть одновременно членом церкви и местным инструктором по йоге.
Потеря интереса к культурной войне
Многие из молодых евангелистов в моем исследовании заявили, что их позиция по вопросам культурной войны значительно отличается от позиции евангелического большинства последних 50 лет, что совпадает с результатами опроса Pew Research Center 2017 года. Этот опрос показал, что молодое поколение миллениалов более либерально, чем пожилые евангелисты, по многим политическим вопросам.
Мои интервьюируемые отметили, что они принимают и приветствуют тех, кто идентифицирует себя как ЛГБТК, в своих общинах как в качестве членов, так и лидеров. Они поддерживают цели движения #BlackLivesMatter и вступают с ним в союз. В целом, они активно разрушают многие различия между инсайдерами и аутсайдерами, установленные белыми евангелистами старшего поколения, и трансформируют то, что значит быть политически активным евангелистом в Америке.
Кроме того, многие из тех, с кем я разговаривал, отмечали усталость от культурной войны. Некоторые считают, что многолетние инвестиции евангелизма в кампанию за консервативные позиции и союз с Республиканской партией нанесли вред евангельской традиции, а не укрепили ее, в то время как другие просто пытаются отказаться от участия в культурной войне и сосредоточиться на своей вере.
Опрошенные также рассказали мне, что зачастую их взгляды приводят к семейным конфликтам, поскольку родители, бабушки и дедушки не могут понять, почему любой евангелист не будет привержен консервативным политическим целям старших поколений.
Политическое обращение
Проведенные на сегодняшний день исследования, включая мое собственное, еще не позволили определить, насколько широко распространены эти сдвиги в отношении и убеждениях среди молодых белых евангелистов. Но есть и другие свидетельства внутреннего разлада.
Возьмем недавнее заявление Бет Мур, влиятельного евангельского оратора и автора, о том, что она решила покинуть Южную баптистскую конвенцию — крупнейшую евангельскую группу в США — и прекратить отношения с известным евангельским издательством.
Или рассмотрим недавний уход бывшего президента Южной баптистской теологической семинарии и пастора Рассела Мура из руководства Южной баптистской конвенции на фоне утечки информации об отношении деноминации к расовым вопросам. Эти события указывают на растущую внутреннюю борьбу за то, кто может законно претендовать на авторитет евангельской традиции.
Последние несколько десятилетий в американской политике доминировали вопросы культурной войны, а белые евангелисты занимали позиции у власти в стране. Но, как показывают результаты моего исследования, похоже, происходит политическая трансформация. Поскольку молодые белые евангелисты переосмысливают свои союзы и продолжают участвовать в культурной войне, возможно, что консервативные политики не смогут рассчитывать на поддержку белых евангелистов еще долгое время.
Это может иметь более широкие последствия для американского политического ландшафта. Без поддержки и влияния евангелистов вопросы, которые часто находятся в центре внимания, могут радикально измениться.
Терри Шумейкер
Преподаватель Школы исторических, философских и религиозных исследований, Университет штата Аризона