Недавно мы отмечали 60-летие открытия Второго Ватиканского собора — переломного события, значение, важность и наследие которого до сих пор являются предметом спорных дебатов, даже несмотря на то, что его плодами наслаждаются уже несколько десятилетий.
Если оставить в стороне литургические баталии, «буква против духа», «ресурсное и ресурсное обеспечение». духа», а также толкования ресурса и aggiornamento, католики по всему миру стали лучше понимать Слово Божье в Священном Писании, дорожить «полным, сознательным и активным участием» в литургии, постепенно осознавать необходимость быть евангелизаторами, ценить важность хорошо сформированной совести, вступать в глубокий диалог с другими христианами и другими религиозными традициями, заново открывать крещение как основополагающее таинство и пользоваться многими другими дарами, полученными в результате Собора.
Каждое из этих событий, от восстановления древнего поцелуя мира в мессе до возвышения роли мирян, может стать дверью к обновлению приоритета работы во имя мира в миссии церкви.
Роль церкви в современном мире была ключевым соображением Собора и, очевидно, стала темой одного из главных документов Собора. Второй Ватиканский собор отмечался не только с нетерпением и ожиданием христианского мира, но и в живой памяти Второй мировой войны и невыразимых ужасов Холокоста — который, несмотря на многие задокументированные героические действия членов церкви в сопротивлении и спасении еврейского народа, церковь в основном не смогла остановить, и даже непреднамеренно сыграла роль в том, чтобы сделать его возможным из-за антисемитских тенденций в теологии и практике.
Шестьдесят лет спустя мы являемся свидетелями не только различий в интерпретации Второго Ватиканского собора, но и опасного роста антисемитизма; особенно, но не только в Соединенных Штатах.
На этой конференции мы размышляем об исполнении Pacem in Terris, документа, которому в следующем году исполнится 60 лет и который выразил центральное место подлинного мира, укорененного в справедливости, в провозглашении Церковью Евангелия и ее приглашении к спасению во Христе. Это тот самый веселый, пожилой и ротозейный понтифик, от которого ожидали, что он будет всего лишь место на кафедре Петра, смело созвал Собор и дал нам этот основополагающий документ для миростроительства как работы церкви в наше время.
Святой Иоанн XXIII также сказал отеческое и пастырское слово детям Божьим и христианским семьям накануне начала работы совета в своей знаменитой речи при лунном свете над площадью Святого Петра. Десять лет назад, когда вспоминалась 50-я годовщина той речи, я помню, как размышлял над словами: «Когда пойдешь домой, обними своих детей и скажи им, что это от Папы. И когда ты найдешь их со слезами, которые нужно осушить, дай им доброе слово. Дай каждому, кто страдает, слово утешения. Скажи им: «Папа с нами, особенно в наши печальные времена».
Я тогда размышлял: «Представь себе, что у нас есть Папа, который так говорит!». И пять месяцев спустя мы это сделали! У нас снова есть Папа, чья улыбка очаровала весь мир, чьи действия и жесты говорят даже громче, чем его сильные слова, и который призывает церковь вернуться к основам Евангелия — или, как он выразился, к «радости Евангелия».
Папа Франциск не оставил сомнений в том, что Второй Ватиканский собор наметил курс для церкви и дал нам соответствующий образ народа-пилигрима на пути к Царству. Как и его улыбчивый предшественник, Франциск внимателен к реалиям страданий невинных и с болью осознает, как неравенство в доступе к мировым благам и их потреблении привело к тревожному отсутствию мира и неспособности человечества жить как сестры и братья, как задумано Богом.
С 2013 года нас предупреждают о «глобализации безразличия», эта фраза впервые прозвучала, когда Папа Франциск сетовал на то, что мир не интересуется грузами людей из Африки, тонущих в Средиземном море, в то время как пресса уделяет больше внимания падению курсов на мировом рынке. Он осудил третью мировую войну, которая ведется по частям, как мы можем все более болезненно наблюдать происходящее на наших глазах по всему миру: от Украины до Увалде, штат Техас, где расизм и легкий доступ к оружию принесли плоды войны в школьный дом. Добавь сюда Йемен, Мьянму, Афганистан, Судан и места, где происходит так много других конфликтов, и окажется, что описание Папы не является гиперболой.
Папа Франциск не только непрестанно молился о мире и призывал к миру на протяжении всей войны на Украине, он привёл воюющие группировки из Южного Судана в Апостольский дворец и целовал их ноги, умоляя их работать над прекращением войны и страданий их народа, вызванных насилием. Он снова пытался инициировать мирные переговоры между Палестиной и Израилем и не боялся присутствовать в местах конфликтов по всему миру в качестве поборника мира. Папа использовал личные отношения, которые он культивировал с мусульманскими лидерами, чтобы пригласить их присоединиться к нему в осуждении религиозного насилия и подчеркнуть мир, которого Бог желает для всех своих людей.
В бдение праздника святого Франциска в 2021 году Папа Франциск подписал свою энциклику Fratelli Tutti («Все братья и сестры») у могилы знаменитого миротворца, чьи труды дали название документу. Вместе с энцикликой 2015 года Laudato Si’, этот первый в истории папа-иезуит дал глобальной церкви здоровую дозу францисканской духовности: подчеркивая взаимосвязь всего творения и необходимость жить как братья и сестры, в братстве со всем человечеством и, по сути, со всем творением.
Написанный в разгар глобальной пандемии коронавируса, в «Фрателли Тутти» Франциск сокрушается о том, что человечество не смогло объединиться для решения этой общей угрозы для всего населения, и он призывает человечество строить дружеские отношения и взаимоотношения, которые будут необходимы для того, чтобы перестать прибегать к войне и насилию, и которые способствуют необходимости совместной работы для решения климатической катастрофы, которая в настоящее время ускоряется.
Он не только отмечает взаимосвязь всего творения и всей человеческой семьи, но, как и во всех своих апостольских увещеваниях и магистерских учениях, подробно останавливается на взаимосвязи всех вопросов, которые сегодня угрожают человеческому существованию, человеческому достоинству и человеческой жизни. Изменение климата непропорционально сильно влияет на более бедные страны мира, которые потребляют меньше ископаемого топлива, вызвавшего потепление. Потеря островов, уничтожение земли и биоразнообразия, необычные и жестокие погодные условия приводят к усилению миграции, в то время как более богатые страны слишком часто закрывают свои двери перед страдающими мигрантами, пытающимися сохранить свою жизнь, — все это является формой насилия.
Почему Папа должен быть единственным, кто видит неустойчивость нынешней ситуации? Неужели мы не привыкли к тому, что пророки появляются изнутри церковной иерархии? Неужели люди сегодня настолько подозрительно относятся к любому виду организации, что общее благо становится немыслимым? Что потребуется, чтобы все руководство церкви и других мировых религий с такой же силой заявило о необходимости структурных изменений и позволило человеческим ценностям преобладать над экономическими?
Принято считать, что Папа Франциск был избран кардиналами в первую очередь для того, чтобы реформировать Римскую курию. Недавно мы увидели структуру, задающую форму для этого обновления: Курия, которая сосредоточена на евангелизации (как ясно из её названия «Проповедовать Евангелие») и которая придаёт большое значение интегральному развитию человека, после почти десятилетия его понтификата.
Но с того самого вечера, когда он вышел на балкон собора Святого Петра и был представлен с именем Франциск, моё сердце вскочило, как у многих францисканских сестёр и братьев, которые услышали эхо слов Господа, сказанных Франциску Ассизскому — «восстанови мою церковь». Этот Франциск был озабочен не только реформированием организационной бюрократии, но и реформированием церкви, используя её основополагающий документ — Благую Весть Господа нашего Иисуса Христа.
Опираясь на весь свой опыт иезуита, прошедшего школу различения, и пастора, который приводил своих людей к отношениям с Иисусом Христом, Франциск знал, с чего начать. Он начал своё вселенское служение как пастор, с первой воскресной мессы, которую он отслужил в приходской церкви Святой Анны в Ватикане, где он пожимал руки людям, когда они выходили из церкви, он сделал личной и реальной близость Христа, свидетельствуя о всеохватывающей любви, которая утверждает человеческое достоинство в каждом, с кем он сталкивается.
Заметив, что внимание всего мира приковано к нему, он переключил это внимание на периферию — на те места, которые мир предпочел бы не замечать: остров Лампедуза, где потерпели кораблекрушение беженцы, трущобы в Рио-де-Жанейро, которые считаются слишком опасными для посещения, безмолвная молитва у стены, разделяющей и заключающей в тюрьму палестинцев на Святой Земле, лагеря мигрантов и беженцев, тюрьмы в стране и за рубежом, приюты для бездомных и суповые кухни, резервации коренных американцев, где он просил прощения за невыразимые злоупотребления — список можно продолжать до сих пор.
Будучи первым Папой из Латинской Америки, Франциск также принёс наследие CELAM, региональной епископальной конференции Латинской Америки, которая превратила церковь из института, союзного с власть имущими, в преференциальный вариант для бедных, во вселенскую церковь — приоритет бедных является чем-то важным в экклезиологии Папы Франциска. В самой своей личности Франциск приводит периферию церкви к центру.
Учитывая радостную встречу с Христом, которую Франциск излучает повсюду, а также его внимание к человеческому достоинству и его настойчивость в том, что Христа нужно встречать на периферии с людьми, которых считают отверженными, вполне закономерно, что этот Папа объявил смертную казнь недопустимой в современном мире и вновь открыл вопрос о том, может ли любая война быть справедливой в современных условиях.
Этот Папа инициировал глобальный диалог внутри церкви и постоянно выступает за диалог за пределами церкви. Важность этого он находит в свидетельстве Иисуса, который ел и пил с грешниками, проститутками и мытарями и который явил любовь Своего Отца, которая, как солнце и дождь, падает на хороших и плохих одинаково.
В «Fratelli Tutti» Папа Франциск настаивает на разнице между прощением и забвением, называя первое всегда возможным, даже если это чрезвычайно трудно, а второе — нежелательным, потому что мы всегда должны извлекать уроки из нашей истории. Никакой прочный мир не может быть достигнут без примирения, а примирение — это процесс, кропотливый процесс, в котором будут неудачи, но который жизненно важен для восстановления мира, которого желает Бог. Процесс, который начинается с восстановления и искреннего признания причиненного вреда, чтобы началось исцеление. То, чему США еще предстоит научиться, особенно в отношении последствий рабства и нашего отношения к коренным американцам.
Папа Франциск призвал к миссионерскому обращению в церкви, отдавая приоритет миссии, а не поддержанию и не допуская статус-кво в наших приходах, епархиях и учреждениях, когда необходимость распространения Евангелия и мира, обещанного в нём, является насущной, а потребность человечества объединиться в одно целое — неотложной. В прощальной речи Иисуса в Евангелии от Иоанна он обещает мир, который мир не может дать, мир, о котором мы молимся на каждом евхаристическом торжестве, прежде чем физически выразить наше желание быть в мире со всеми.
Святой Отец учит нас, что мир, который мир не может дать, будет достигнут не технологиями или наукой, даже не самой лучшей дипломатией, а признанием достоинства человеческой личности и глобального братства, в котором мы призваны жить. Именно когда мы становимся соседями для другого, который отличается от меня, как это сделал добрый самаритянин, мы способствуем миру, который не может дать мир.
Я надеюсь, что участие в этой конференции поможет всем нам с еще большей убежденностью осознать, что ненасилие — это не пассивная позиция по отношению к злу в мире, а исполненная веры позиция, что смерть и грех были побеждены воскресением Христа, и что дар мира воскресшего Христа начинается с силы прощать.
Наш пророческий Папа призывает нас стать свидетелями такого примирения, сосредоточенного на человеческом достоинстве и взаимосвязи всего творения, которое сделает действительно возможным перековать мечи на плуги, а копья на секиры, и где лев и ягненок смогут лежать вместе в мире.
Примечание редактора: Pax Christi International провела в Риме 5-7 декабря конференцию совместно с комиссией «Справедливость, мир и целостность творения» Союза генеральных супериоров/Международного союза генеральных супериоров с участием богословов, церковных чиновников и низовых активистов на тему «Папа Франциск, ненасилие и полнота Pacem in Terris». Епископ Джон Стоу выступил на этом мероприятии и National Catholic Reporter опубликовало его текст.