Источники в Мьянме сообщают, что 26 мая церковь Святого Иосифа в Демосо подверглась нападению войск армии Мьянмы. Сотни укрывавшихся там людей, «в основном женщины и дети, которые были слишком напуганы, чтобы оставаться в своих домах в условиях произвольного обстрела и стрельбы со стороны бирманских военных», были вынуждены бежать. Источники добавляют, что приходские здания и монастырь в Демосо были разграблены солдатами Мьянмы.
Перемещенным лицам, которые укрывались в близлежащей баптистской церкви, военные также приказали покинуть ее. Община находится в районе Лойкав штата Кайя, где участились бои между силами этнического сопротивления и силами безопасности Мьянмы. Источники также сообщают, что волонтер, готовивший еду для перемещенных лиц, был убит солдатами в католической семинарии в Лойкау. Они добавляют, что солдаты остались, чтобы съесть еду, предназначенную для перемещенных лиц, которые нашли убежище в семинарии.
Иезуитская служба помощи беженцам присоединилась к ряду других католических и иных религиозных групп 3 июня в заявлении, осуждающем растущее насилие со стороны военных Мьянмы. «После событий 1 февраля 2021 года мы с глубокой озабоченностью наблюдаем за растущими гуманитарными потребностями и нарастающим пренебрежением к правам человека, которые, как всегда, в наибольшей степени затрагивают наших наиболее уязвимых сестер и братьев», — говорится в заявлении JRS и других подписавших его организаций. Они призвали международное сообщество отреагировать «на продолжающуюся гуманитарную трагедию» в Мьянме.
Эта фотография, которая стала неизгладимым образом в первые дни протестов против военной хунты, захватившей власть в Мьянме в феврале: Сестра Анна Роза Ну Таунг стоит на коленях в молитве, поместив себя между силами безопасности Мьянмы и протестующими возле своей медицинской клиники в Мьиткьине, столице мьянманского штата Качин. Настоятельница ее общины напомнила ей, что она уже дважды совершала этот рискованный жест ради сохранения мира. Она посоветовала сестре Ну Таунг не подвергать себя подобному риску в третий раз.
Но это одно из указаний настоятеля, которое она готова проигнорировать, сказала она в интервью из штата Качин иезуитскому журналу «Америка». «Я сделаю это ценой своей жизни, — говорит сестра Ну Таунг, член сестричества Святого Франциска Ксаверия, — потому что я должна это сделать. Я должна стоять на стороне правды, и я не хочу видеть несправедливость и убийства прямо перед собой».
«Я не позволю этому случиться», — говорит она. «Я сделаю все, что в моих силах».
1 февраля военные Мьянмы захватили контроль над национальным правительством, заявив о фальсификации подсчета голосов и отменив результаты национальных выборов, которые привели к власти лидера Национальной лиги за демократию Аун Сан Су Чжи, лауреата Нобелевской премии мира. Бывший «государственный советник» и многие другие лидеры НЛД были задержаны после переворота, который вызвал многомесячное сопротивление в крупных городах Мьянмы.
Сестра Ну Таунг стала свидетелем большого количества насилия с тех пор, как начались демонстрации против хунты. Перед ее небольшой клиникой были застрелены трое протестующих; двое из них погибли.
Теперь она в отчаянии наблюдает за тем, как усиливается государственное насилие против народа Мьянмы. Ассоциация помощи политическим заключенным сообщила 27 мая, что с февраля был убит 831 протестующий. Масштабные протесты уменьшились из-за жестокого ответа правительства, но люди каждый день находят маленькие способы сопротивления, говорит она. Даже эти жесты не обходятся без большого личного риска.
Гражданские служащие, отказавшиеся вернуться на работу к хунте, подвергаются арестам, а их семьи выгоняют из домов, говорит сестра Ну Таунг. Молодые люди бегут на окраины страны, чтобы пройти военное обучение в армиях этнических меньшинств, которые продолжают действовать более шести десятилетий в штатах Шан, Чин, Кайин и других.
Она опасается, что на горизонте Мьянмы маячит еще больше насилия, даже широкая гражданская война, если международное сообщество не предпримет более агрессивных действий, чтобы сместить хунту. По ее словам, молодежь Мьянмы проявляет особую храбрость и солидарность между представителями разных религий и национальностей. Она не верит, что они отступят.
Это перемещение бывших протестующих, отказавшихся от мирной борьбы, в этнические штаты может объяснить внезапную эскалацию военных действий против этнических ополчений после нескольких лет относительного спокойствия. Насилие спровоцировало самое сильное за последние годы перемещение людей в Мьянме. По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, более 46 000 человек по всей стране были вынуждены покинуть свои дома из-за конфликта в апреле и мае, присоединившись к примерно 40 000 других людей, уже перемещенных в результате кризиса. Тысячи других стали беженцами.
Местные источники в приграничном регионе Таиланда и Мьянмы сообщают об ужасающих условиях среди беженцев, бегущих из Мьянмы. Многие беженцы, которых на данный момент насчитывается около 3000 человек, были выгнаны тайскими чиновниками обратно через границу, говорят эти источники. Они сообщают, что беженцы страдают от истощения и посттравматического стресса после многочисленных нападений со стороны вооруженных сил Мьянмы, известных как Татмадау.
Местные источники, попросившие не называть их имена по соображениям безопасности и оперативной необходимости, сообщают, что перемещенные сельские жители в основном являются жителями приграничных с Китаем и Таиландом штатов Мьянмы, в которых действуют этнические движения сопротивления. Многие перемещенные сельские жители, все еще находящиеся на территории Мьянмы, укрываются ночью в лесах, где они строят временные убежища, а в светлое время суток могут выйти к своим домам, но правительственные беспилотники и патрули представляют для них постоянную угрозу.
Источники сообщают, что перемещенные лица часто остаются без еды и чистой воды. Многие страдают от острой диареи из-за того, что пьют речную воду, и появляется много случаев заболевания малярией, поскольку беженцы и внутренне перемещенные лица вынуждены спать под открытым небом без защитной сетки.
Эти источники сообщают, что, несмотря на заявления тайского правительства об обратном, местные чиновники при поддержке тайских солдат заставляют беженцев возвращаться в Мьянму, где они снова становятся уязвимыми для нападений. По их словам, тайские чиновники также блокируют гуманитарную помощь и не допускают журналистов в приграничный регион.
Жители деревень спасаются от минометных обстрелов, огня из стрелкового оружия и воздушных ударов военных сил Мьянмы, но они также спасаются от эскалации конфликта между армией Мьянмы и этническими националистическими группами, такими как Каренская национальная освободительная армия. Ее лидеры заявили о поддержке общественного сопротивления хунте.
Источники сообщают, что недавние преследования и нападения на представителей этнических меньшинств резко обострились после столкновения 21 мая между Татмадау и этническими партизанами в штате Кайя. Нападение на церковь, в которой нашли убежище перемещенные жители 23 мая, осудил мьянманский кардинал Чарльз Маунг Бо, который призвал военных и силы сопротивления Мьянмы прекратить боевые действия, но, по словам источников, другие религиозные объекты также подверглись нападениям, поскольку жители деревень бежали к ним в поисках безопасности. Они объяснили, что сельские жители укрываются в католических церквях, буддийских храмах и «религиозных местах в целом», предполагая, что они будут в безопасности от нападений.
Источники призывают оказать международное давление на лидеров Мьянмы, чтобы убежище в религиозных местах соблюдалось. «Церкви должны быть тем местом, которое может защитить людей», — говорит один из источников. Она не может сказать, являются ли нападения на религиозные объекты целенаправленной политикой армии Мьянмы, потому что «нападения со стрельбой и задержанные люди [происходят] по всей стране».
«Это могут быть просто случайные инциденты, произошедшие с церквями и храмами, — говорит она, — но поскольку это последнее прибежище людей, они молятся за свою жизнь, поэтому это должно быть место, где они чувствуют себя в безопасности».
Ее коллега подтверждает, что по всей Мьянме «по вечерам ведется беспорядочная стрельба по жителям» и преследование «всех, кто участвует в протестах». Он предупреждает: «Если так будет продолжаться, они будут вынуждены пересечь границу, потому что внутри Мьянмы нет безопасности».
Сестра Ну Таунг описывает народ, живущий в страхе, где арест может произойти в любое время и по любой причине, где людей утром забирают силы безопасности, а вечером выбрасывают трупы.
Он опасается, что это сулит другое столкновение на границе, где, как он ожидает, местные власти не примут беженцев из Мьянмы. Этот источник сообщает, что его группе удалось оказать помощь некоторым беженцам, но сделать это можно было только с большим риском для себя и в небольшом, тихом масштабе, который был недостаточен для рассматриваемого кризиса.
На вопрос о том, не свидетельствуют ли внезапные нападения на этнические меньшинства о панике среди военного руководства, что политический кризис в Мьянме может выйти из-под их контроля, источник ответил: «Я не думаю, что они паникуют; они просто машины для убийства».
«Вся позиция этой диктатуры заключается в том, чтобы все подавить», — добавляет он, отмечая, что на данный момент убито более 20 детей, поскольку демонстрации против переворота продолжаются.
Он жалуется на недостаточную реакцию международного сообщества, особенно соседних государств, таких как Таиланд и другие члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. «Они считают, что никто не может их остановить; их поддерживают другие крупные страны, поэтому они могут просто убивать; они могут делать все, что угодно», — говорит он. «Никто, кроме людей, не оказал существенного сопротивления тому, что они делают».
По его словам, неотложные шаги международного сообщества в ответ на пограничный кризис должны включать требование немедленного прекращения атак на некомбатантов и нападений на религиозные объекты, а также защиту перемещенных лиц в Мьянме и беженцев в Таиланде. Он также призывает защитить от преследований военных жителей деревень и церковные группы, которые пытаются импровизированно оказывать гуманитарную помощь во время кризиса, «даже будучи сами перемещенными».
После того, как в последние годы Мьянма пережила такой большой экономический и политический прогресс, сестра Ну Таунг сокрушается о ее сегодняшнем состоянии. Весь этот прогресс теряется за считанные недели, говорит она.
Tweet
Сейчас, — жалуется она, — они нападают на всех, кто не военный и не полицейский».
После того, как Мьянма пережила такой большой экономический и политический прогресс в последние годы, сестра Ну Таунг сокрушается о ее сегодняшнем состоянии. Весь этот прогресс теряется за несколько недель, говорит она.
Она описывает народ, живущий в страхе перед собственным правительством и собственными военными, где арест может произойти в любое время и по любой причине, где людей утром забирают сотрудники сил безопасности, а вечером бросают в виде трупов или, что еще хуже, удерживают в полиции до тех пор, пока семьи не смогут выкупить тела своих близких.
Женщины, задержанные полицией, подвергаются сексуальному насилию. Журналистов арестовывают, а врачам не дают выполнять свою работу по спасению жизни. Многие пытаются тайно помочь раненым протестующим.
По словам сестры Ну Таунг, военные действуют совершенно безнаказанно и с явным безразличием относятся к страданиям людей. Она молится о том, чтобы Бог изменил сердца лидеров хунты и вдохновил международное сообщество на более решительные действия против них.
«Это люди, которые должны быть нашими опекунами», — говорит она. «Люди, которые должны защищать свой собственный народ, подавляют его, арестовывают, стреляют и убивают».
Ее самообладание не нарушается уже более часа, но по мере того, как интервью подходит к концу, сестра Ну Таунг колеблется. «Пожалуйста, — говорит она наконец, плача, — сделайте для нас все, что можете; молитесь за народ Мьянмы; помогите Мьянме; спасите Мьянму».