Живые и мертвые души

Колонки

Опыт диалогов русских лютеран в условиях войны эпохи постмодерна

Этот пост опоздал на несколько дней – он был написан в субботу, но я предпочёл опубликовать сначала воскресную проповедь «Один за всех». А потом, в воскресенье утром увидел фотографии и видео из Бучи. Но сегодня, выдохнув, я всё же его опубликую. Потому что в зеркало иногда надо смотреть…

Мой сокурсник по семинарии очень любил античную философию и литературу, в особенности формат «диалогов». Он даже одну из зачетных работ по истории Реформации, кажется, выполнил в этом духе, «собрав» на своих страницах для разговора Лютера, Меланхтона, Цвингли, Кальвина и прочих персонажей. Я вспомнил об этом, когда рождался замысел этой статьи, в моих и чужих диалогах, преимущественно в Фейсбуке, в комментариях и переписке. Собрать их вместе, за одним столом в подобии диалогов Платона я не посмел, но свести на страницах этой статьи постарался. Смысл этого опыта – постараться увидеть, как относятся к идущей сейчас войне лютеране, прихожане и пасторы, которых я знаю лично или через социальную сеть.

Один полюс обозначился, когда я еще находился в России и написал свои первые посты против войны и в поддержку Украины. Мне стали звонить и писать прихожане моей, Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церкви, сначала один, потом другой, потом третий. Они были в шоке не от того, что многие другие прихожане поддержали «спецоперацию», это было бы полбеды. Проблему составляли священники, которые говорили словами из телевизора: «Нас вынудили… Мы защищаем русскоязычное население… Украина – страна-фейк… Если бы не мы, то НАТО бы напало… Нацистское правительство Украины готовилось взорвать у нас атомную бомбу…». Я успокаивал и утешал, говорил, что это сродни болезни, что не надо спорить с такими людьми, а они плакали и говорили: «Ну как же так? Там ведь гибнут люди, дети, женщины, как это можно одобрять?» И я твердо говорил: «Никак. Никак нельзя одобрять агрессию, войну, убийство мирных граждан, ковровые бомбардировки. Но эти люди ведь этого не видят» Потом я понял, что не просто не видят, нет – НЕ ХОТЯТ видеть.

Итак, диалоги лютеран в социальных сетях (орфография и пунктуация сохранены). Не претендую на полноту и объективность, это всего лишь выборка, срез мнений, попавшихся мне на глаза за этот месяц.

Пастор Церкви Ингрии из Саранска со статусом «Человек империи» с первых дней войны постит победные реляции российской армии в духе «Да победе! Слава русскому воинству!» и предупреждает, что «Власти США создали структуру, сотрудники которой будут работать в русскоязычных социальных сетях… Это начало новой, более мощной информационной войны, направленной на раскачивание ситуации в мире…»

А это пишет уже наш, сибирский священник, еще накануне войны:«Насчет войны скажу следующее: я против войны в любом ее виде и проявлении! Но по поводу известных событий я как гражданин своего государства и в свое время давший воинскую присягу на верность России (ставшей правопреемницей СССР), поддерживаю усилия правительства по предотвращению военных действий и агрессии украинских нацистов по отношению к ЛДНР. Некоторые мои «сослуживцы» … из западной Украины в настоящее время служат в нацистских батальонах, носят форму с фашистской свастикой. Информация среди ветеранов нашего батальона известная. И эти «люди» хвалятся и хвастаются своими нацистскими взглядами и откровенно говорят с соцсетях о том как они будут душить, резать и убивать русских».

Выпускник нашей семинарии, иподиакон, постит в начале марта цитату из Притч 21:1 «Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его». В комментариях разворачиваются те самые античные диалоги:
*** (американец): «Ваш президент вовлечёт нас всех в Третью мировую войну?»
Иподиакон: «Надеюсь, что этого не произойдет, но третья мировая война, начало было 8 лет, когда правитель Украины отдал приказ убивать Украинцев на Донбассе, поэтому вина лишь на нем, наш призедент терпел 8 лет, надеясь, что минские соглашения дадут мир Донбассу этого не произошло, но и всякая война это деньги, дети Байдена имеют бизнесс на Украине, война была бы все равно, это интерес алигархов, мы простые люди лишь пешки в этом мире зла, если что я не путинист, мне многое не нравится в его политике, но я лютеранин, и Катехизис учит нас уважать и любить своих правителей, поэтому наученный Церковью я буду почитать своего родителя, даже если он не прав, и мы все с ним погибнем, но лучше быть преданным своему родителю чем быть предателем, это вера моя по катехизису Лютера, я не могу говорить иначе».

Но самое настоящее сражение мнений разворачивается на стене пастора русскоязычного прихода одной из стран Евросоюза. Пастор запостил цитату из Дитриха Бонхёффера: «Молчание в момент зла есть зло само по себе: Бог не одобрит такое. Ничего не сказать – значит сказать молча. Ничего не сделать – значит сделать ноль».

За этим сразу последовала реакция прихожан.
Прихожанка 1: «Как вы достали *** своими провокациями. Кто считает нужным, тот промолчит. А вот вы со своими словами о молчании-грехе и аде сами туда не собираетесь? И несмотря на то, что вы служитель церкви это не даёт вам право судить людей! Бог разберётся»
Прихожанка 2: Согласна на 100%
Прихожанка 3: «Это же просто цитата, дорогая сестра. Зачем Вы так накинулись на ***?)
Прихожанка 1: «Собранные им цитаты имеют провокационный смысл и направлены на разжигание конфликта. Я была на воскресной службе в ХХХ. Да, тема Украины там поднималась, но именно с позиции, чтобы все помолитесь за воцарение мира. Ни один пастырь не сказал, какой именно позиции он придерживается! И я считаю это правильным. Ибо речь пастыря должна быть на мир и объединение, а не на угрозы ада за молчание. Люди сами решат, когда им говорить»
Прихожанка 3: «Дорогая сестра, цитата всего лишь цитата. Я искренне не понимаю таких вспышек гнева и злости( В случае, если Вам не близка данная мысль Бонхеффера (или Гарнака, Тиллиха и т.д.) — просто она Вам не близка… Честно признаться, не понимаю в чем тут разжигание конфликта. Вы ведь хотите иметь право на свое мнение? Но и у Бонхеффера, вероятно, оно было…»
Прихожанка 1: «Цитаты у *** стали появляться лишь в конце февраля, что совпало с известными событиями в мире. Подобных цитат у него ранее не было. Как и флагов на аватарке. Поэтому цитаты, выкладываемые пастырем, сейчас у всех ассоциируются именно с данными событиями»
Прихожанка 3: «Да, но каждый имеет право на свое мнение (как Вы верно отметили выше) Во всяком случае, невзирая на мнения, надо бы относиться друг к другу с любовью, «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».. любить ведь надо даже врагов (хотя у меня лично плохо получается)) Светлого Вам поста, Божьих благословений»
Прихожанка 4: «Бонхефер говорил, что Бог оправдает убийства, направленные например против Гитлера и нацистов. Это христианская точка зрения и можно ли цитаты таких людей публиковать?»
Прихожанин 1: «Ну вот так Дух Святой и действует, через совесть людей. Кто- то реагирует, кто- то угашает Его. Всё на мой взгляд просто в этой ситуации, рф уничтожает в основном мирное население Украины. Кто- то говорит, что это грех, а кто- то размышляет и хочет переместить ответственность на Бога, мол Он всё видит, Он со всем разберётся. А Бог так и действует побуждая сказать, когда видишь, что происходит ужасное или оказать помощь по своим силам»
Пастор *** — Прихожанке 1: «Это ложь! Все епископы церкви выступили с осуждением агрессии России против Украины!»
Прихожанка 1 – Прихожанину 1: «Вот сегодня я уже не могла пройти мимо и не написать под очередной постом ***. Видимо ему послание от бога через мои сообщения.

Немного ниже:
2 Прихожанка: «Не вам, *** решать, что Бог одобрит а, что нет. НАПИСАНО: «наблюдайте за собою»
Пастор ***: «Я вообще никого еще не осудил, я говорю принципы и это мое служение, говорить истину. Я служу Богу, а не людям. А там уже каждый применяет сказанное мной к себе. Если совесть вас обличает, то может стоит задуматься?

Немного ниже:
Прихожанка 4: «Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. (Зах.8:16) Где истина, брат? И что такое истина?
Пастор ***: «Истина очень проста! Возлюби ближнего как самого себя. Вот и представь, что ты сидишь в подвале, тебя бомбят российские военные. Твои дети лишены элементарного, некоторые из твоих родных уже убиты. Чтобы ты хотела, находясь в подвале, чтобы сделал ***, живущий в <стране ЕС>? Молчал? Или говорил открыто о ужасах войны, о том кто все это начал и призывал других не молчать? Истина — Христос! Он сейчас там, под бомбежками, без воды и еды! Он сидит в российских тюрьмах за призывы к миру и платит штрафы. А что мы делаем?»
Прихожанка 4: «мне лично не открылось ещё кто и когда начал войну. Я была вне политики 12 лет…. Тогда ты не истину говоришь? Ничего личного, просто вопрос ? Прости меня, ***, я тебя очень люблю и уважаю… Я действительно очень понимаю тебя и сочувствую тебе лично! Я очень понимаю и сочувствую всем жертвам войны! Я осуждаю любую войну в том числе и ту, которая была на Украине последние несколько лет. Знаю о той войне от очевидцев и конкретных людей. Боже, прости, спаси и сохрани. Даруй всем мира! Аминь!»

Немного ниже:
Пастор ***: «…Я никого ни к чему не принуждаю, я уже сказал, что проповедую истину. А уже слово производит разделение внутри человека. Я ведь ни к кому не лезу на его страницу, я просто говорю свое мнение или то, что мне показалось важным и интересным. Христос тоже производил везде разделение и нас предупреждал, что и мы не избежим этого. Апостолов выносили побитыми камнями. Наверное не потому что они хотели всем мира:) Христос говорит: горе вам, если все будут говорить о вас хорошо. В конце концов я же не призываю ни к чему плохому или злому, я осуждаю войну, агрессию и насилие в любом его виде. Я за тех, кто страдает и кто обижен».

Потом, после уже моего поста, у меня случился диалог с пастором, который много лет назад уехал в Штаты и служит теперь там:

Пастор из Штатов: «Силу бы твоего пера на утешение сердец оставшихся позади направить…»
Я: «Отче, утешаю, кого могу. А «оставшимся позади» расскажут в церкви, что нехорошо лгать, обманывать и делать зла, не прикасаясь к болевым точкам, запрещённым к упоминанию российским законодательством»
Пастор из Штатов: «Знаешь, смотря с другого берега, мне вся ситуация видится иначе».
Я: «Жаль, что ты смотришь с другого берега. Оттуда не видны люди, сидящие в бомбоубежищах, метро и подвалах. Мне пишут оттуда».
Пастор из Штатов: «Ну почему же, мне они «видны» настолько же насколько и тебе. А ещё мне видны признания высокопоставленных лиц о биолабораториях в Украине, о регулярной отправке украинских солдат в Афганистан вместе с частями НАТО, много что видно… Видно как тон Зеленского изменился с переговорного на ультимативный после приезда Байдена в Европу… Много что видно иначе, когда хочешь смотреть…»
Я: «А ещё мне звонят на мессенджер из России и плачут от невозможности понять, как может их священник с прихожанами одобрять войну и желать победы «русскому воинству»…»
Пастор из Штатов: «То есть молиться о победе своей армии — это плохо?»
Я: «Ладно, отче. После биолабораторий Украины и молитвы за убийство мирных жителей, пожалуй, стоит остановить этот разговор. Действительно, с разных берегов…»
Пастор из Штатов: «Видишь, ты же не хочешь ЭТО обсуждать. Ты хочешь только говорить…»
Я: «Считай, как знаешь. Я действительно не готов обсуждать легитимность зла, когда Писание называет это злом. Прости».

Я хотел было назвать этот пост по-другому, «Мы русские, и «Gott mit uns»», но тут подоспел день рождения Николая Васильевича наше-всё-Гоголя, и я подумал, что лучше о происходящем не скажешь – скупавший некогда реестры усопших крестьян Чичиков, покаялся и стал священником. И теперь он своих живых прихожан по старой привычке превращает в мёртвые души, либо прямо отдавая их антихристу, либо отворачивая лицо от происходящего, как от чего-то для веры и Церкви незначительного и не имеющего смысла перед лицом великого имморального Бога. А кое-где в свободном мире бывшего капитана пастора Копейкина мордуют освобождённые им же прихожане за нетолерантность и навязывание своего мнения в вопросах добра и зла.

А ещё я подумал: как же мы, люди церкви, опоздали. Вцепившись в книжные догматы, в привычный для нас уклад и образ жизни, в пронизывающее всё и вся постмодернистское «Церковь есть тихая обитель для людей с разными взглядами», мы смешали, в конце концов, добро и зло, правду и ложь, небесное и земное, Господа и государя и превратились в итоге в испуганных аутсайдеров, которые «…заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца». (Рим.1:25)

Но ведь Церковь одолеть невозможно даже «вратам адовым». Иссякнув в одном месте, она возрождается в другом – в молитве пастора Мохненко, вывозящего детей из подвалов Мариуполя, в Таинстве причастия перед боем, совершаемом капелланами украинской армии, в усталом студенте, читающем на ступеньке киевского метро карманное Евангелие.

Христос не покинул землю. Но однажды, может быть уже и скоро, мы все сильно удивимся, и, может быть, даже спросим: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Когда мы предали Тебя, поддержав зло или умолчав о нём? Когда мы не хотели замечать страшной войны, разрушенных домов, адской боли оторванных рук и ног, убитых детей, изнасилованных подростков, изгнанных семей?»

И что Он скажет нам в ответ?

Павел Заякин
лютеранский священник

02.03.2022, Таллинн

Источник

Расскажите друзьям