Патриаршее послание на начало церковного года и день молитв о защите творения

Главное Документы

† ВАРФОЛОМЕЙ

ПО МИЛОСТИ БОЖЬЕЙ АРХИЕПИСКОП КОНСТАНТИНОПОЛЯ-НОВОГО РИМА И ЭКУМЕНИЧЕСКИЙ ПАТРИАРХ

К МНОГОЧИСЛЕННОСТИ ЦЕРКВИ БЛАГОДАТЬ, МИР И МИЛОСТЬ ОТ СОЗДАТЕЛЯ ВСЕГО ТВОРЕНИЯ

ГОСПОДА БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА


Высокочтимые братья Иерархи и возлюбленные дети в Господе!

По милости Начальника и Совершителя нашей веры мы сегодня вступаем в новый церковный год и с псалмами и гимнами в тридцать пятый раз отмечаем День защиты окружающей среды.

Мы радуемся откликам экологических инициатив Вселенского Патриархата не только в христианском мире, но и в других религиях, в парламентах и среди политиков, в сфере гражданского общества, науки, экологических движений и молодежи. Ведь экологический кризис как глобальная проблема может быть решена только путем международного привлечения внимания и мобилизации.

Мы также выражаем свое удовлетворение тем, что люди окончательно осознали непосредственную связь между экологическими и социальными проблемами, и особенно тот факт, что разрушение природной среды в первую очередь затрагивает бедных среди нас. Сочетание экологической и социальной деятельности представляет собой надежду на наше будущее, поскольку устойчивое развитие и прогресс возможны только тогда, когда мы одновременно заботимся о целостности творения и защите человеческого достоинства и прав человека.

Характерно, что сегодня делается акцент на «экологическом расширении» прав человека. Действительно, люди говорят о «четвертом поколении» прав — наряду с индивидуальными и политическими, социальными, культурными правами, а также правами солидарности, — которое относится к обеспечению их экологических предпосылок. Борьба за права человека не может игнорировать тот факт, что этим правам угрожает изменение климата, нехватка питьевой воды, плодородной почвы и чистого воздуха, а также «экологическая деградация» в целом. Последствиям экологического кризиса необходимо противостоять, прежде всего, на уровне прав человека. Совершенно очевидно, что эти права во всех их аспектах и измерениях представляют собой неразрывное единство и что их защита является неотъемлемой.

Именно в этом контексте мы должны также включить и оценить ужасные последствия, вызванные вторжением России в Украину, которое сопряжено с чудовищным экологическим опустошением. Любой акт войны — это также война против творения, поскольку он представляет собой серьезную угрозу для природной среды. Загрязнение атмосферы, воды и земли в результате бомбардировок, риск ядерного холокоста, выброс опасной радиации атомными станциями, производящими электроэнергию, канцерогенная пыль от взрывающихся зданий, уничтожение лесов и истощение пахотных сельскохозяйственных угодий — все это свидетельствует о том, что народ и экосистема Украины понесли и продолжают нести неисчислимые потери. Мы решительно повторяем: Война должна быть немедленно прекращена, и должен начаться искренний диалог.

Перед лицом всех этих вызовов Святая Великая Церковь Христова продолжает свою борьбу за целостность творения, в полном сознании того, что ее забота о природной среде — это не просто дополнительная деятельность в ее жизни, но ее существенное выражение и реализация как продолжение Святой Евхаристии в каждой форме и измерении нашего доброго свидетельства в мире. В этом также заключалось драгоценное наследие пионера экологического богословия, покойного митрополита Иоанна Пергамского. Отдавая должное его огромному вкладу, мы завершаем это Патриаршее послание по случаю праздника Индиктиона его словами о Святой Евхаристии как целостном ответе на современные экологические проблемы: «В Божественной Литургии природный и материальный мир, а также все органы чувств участвуют в неразрывном единстве. Здесь нет противопоставления субъекта и объективной реальности, нет позиции завоевания человеческим разумом окружающего мира. Этот мир не существует вопреки, не является объектом человека, но принимается и причащается. Святое Причастие — это не только наше единение с Богом и другими людьми, но и принятие пищи, принятие и оценка окружающей природы, включение, а не просто потребление материи. Сакральность, сопровождающая такое отношение, божественный трепет, пронизывающий такие отношения, является диаметральной противоположностью Технологии и ответом на нашу экологическую проблему. Святая Евхаристия, в том числе и по этой причине, является самым лучшим, что Православие может предложить современному миру.»

Желаем Вам благословенного церковного года, братья и дети в Господе!

1 сентября 2023 г.

† Варфоломей Константинопольский

Ревностный ходатай за всех перед Богом

Расскажите друзьям