Письмо христиан из Германии, Польши и Украины к верующим Православной Церкви в России

Главное Документы

Идёт война, и никто не знает, чем она закончится. В этом море насилия и разрушения многие спрашивают: «А где Бог?». Мы хотим выразить наше убеждение в том, что опыт столкновения со злом не может разрушить нашу веру в Бога. Бог есть любовь, и за любовью последнее слово.

Этим письмом, направленным верующим Православной Церкви в России, мы хотим остановить насилие и разрушения, которые нарастают по страшной спирали. Это письмо как рука, которую мы протягиваем с надеждой на то, что когда-нибудь она будет принята.

Мы много говорим об оружии. Сколько сил вкладывается в их создание? Сколько исследований, конференций, стратегического мышления? Но в конечном итоге смысл войны не в оружии, а в идеях, ценностях, представлениях и идентичностях. Что стоит за стремлением к власти? Почему летят ракеты? Какова цель? В конечном итоге, это духовная проблема. Сколько сил мы вкладываем в духовный поиск решений? Будучи христианами, мы нуждаемся в духовной перспективе противостояния и в духовном подходе к нему. Это означает, что мы должны думать о том, как можно привнести любовь Бога внутрь противостояния. Мы, христиане, всегда должны искать решения за пределами политических и военных соображений… Это и есть то, чего мы пытаемся добиться этим письмом. Наша цель – мир, а это означает исцеление искалеченных и разрушенных взаимоотношений, возвращение справедливости, прощения и примирения.

Некоторые считают, что об этом слишком рано говорить. Но примирение немцев и поляков, на которое часто ссылаются как на образец, началось ещё до поражения Германии, когда были приговорены и наказаны некоторые люди из тех, которые несли на себе большую ответственность, и начался долгий и болезненный процесс признания вины и ответственности со стороны Протестантской и Католической церквей в Германии. Процесс примирения в Германии зачастую начинался с тех, кто ещё раньше сопротивлялся национал-социализму, защищая основные права человека. Большую роль после войны играли небольшие группы людей. Примеры этого – покаянное паломничество в Аушвиц, организованное католическим движением «Пакс Кристи», или добровольцы «Протестантского движения примирения», с инициативой «давайте сделаем что-то хорошее для Вашей страны». Также важным было письмо, направленное епископами Польши епископам Германии с известными словами: «Мы прощаем и просим прощения». Это случилось в 1965 году, спустя 20 лет после окончания войны.

Зачастую эти инициативы сталкивались с колоссальным сопротивлением. Сегодня мы благодарны им, потому что он приготовили путь фундаментальному обновлению немецкого общества, которое сегодня основано на на безусловном уважении достоинства всех людей. Будучи демократическим и свободным обществом, оно вернуло доверие к себе со стороны государств, с которыми раньше воевала Германия.

Это дает нам надежду, что такой процесс примирения возможен и сейчас, когда Российская Федерация ведёт войну против Украины. Мы не хотим ждать. Мы не можем просто стоять и смотреть, как гибнут люди по обе стороны фронта. Вот почему мы, христиане из Германии, Польши и Украины, направляем это письмо верующим Православной Церкви в России. Оно рождается из нашей сердечной боли и является приглашением искать волю Божью вместе.

Сестры и братья во Христе! 

Трудно обращаться с этими словами во время войны, когда братьев и сестёр убивают. Но, будучи христианами, мы произносим слова молитвы «Отче наш» по обе стороны фронта. Мы верим, что Бог сотворил всех людей, и никогда не перестал их любить, даже тогда, когда они стали грешниками и преступниками. Вот почему Он обновил свой завет с Ноем, вот почему Он заключил завет с Авраамом, Исааком и Иаковом, вот почему проповедовали пророки, вот почему пришёл Христос. Мы верим, что Бог любит и нас и вас, и народы так называемого «Запада», как и народы Азии и Африки. Его любовь не знает границ.

Как мы видим нынешнюю войну?

Смысл войны заключается в том, что Россия не признает независимость Украины и желает её уничтожения. Украинцы должны стать частью русского мира или исчезнуть. Это геноцид. Зачем Россия это делает? Почему она не позволяет самим украинцам управлять своей страной? Почему украинских детей насильно перемещают для перевоспитания, а оккупированные области подвергаются принудительной русификации? Почему русские люди думают, что если они не будут править Украиной, то не могут считаться русскими? Откуда эта ненависть ко всему украинскому? 

После распада Советского Союза, идеологического вакуума и хаоса 1990-х годов, Русская Православная Церковь была призвана объединить русских людей христианством. Однако было бы ошибкой ждать, что христианство принесёт те же имперские плоды, что и атеистическая коммунистическая идеология. Проповедовать христианство силой –значит его разрушить. С каждой бомбой, которую Россия сбрасывает на Украину во имя Христово, она убивает собственное христианство.

Говорят о том, что война ведётся в защиту традиционных ценностей. Но неужели в России их действительно больше, чем в Украине или на Западе? Статистика разводов и абортов в России очень высока. Активной религиозной жизни не так много, а храмы зачастую посещают меньше, чем в западных странах. Неужели кто кто-то считает, что христианская вера жителей России и Украины укрепляется бомбардировками?

Во время Второй мировой, Великой Отечественной войны немцы хотели поработить и уничтожить прочие народы. Это было продиктовано расистской и антихристианской идеологией. Сегодня Россия ведёт войну против Украины, которая оправдывается христианскими аргументами и называется священной. Это жуткое идолопоклонство и предательство самого Христа. Почему Россия не строит свою культуру на христианском свидетельстве любви и милости, на безусловном уважении к достоинству каждого человека?

Украина имеет право защищаться и обязана защитить людей, предотвратить оккупацию и насилие. В смертельной опасности, когда убивают любимых, когда разрушаются дома и привычный образ жизни, когда многих ранят, травмируют, делают инвалидами, когда будущее неясно, близость Христа становится большим утешением для украинских христиан. Она даёт им силу не отчаиваться и помогать друг другу. Самопожертвование Христа также сопровождает защитников на поле брани. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

К сожалению, агрессивная и разрушительная война, которую ведёт Россия, может привести к ненависти всего русского и всех русских. Но все не бывают виновны в одинаковой степени. Ненависть разрушает христианство.

Война означает, что агрессор и жертва больше не могут разговаривать друг с другом, не могут честно смотреть друг другу в глаза, они друг друга ненавидят и больше не хотят иметь дела друг с другом. Во время войны между нами возникает пропасть, в которой нет ни мостов, ни отношений, ни диалога лицом к лицу.

Христос побеждает ненависть. Он отдал свою жизнь, чтобы преодолеть пропасть, нас разделяющую.

Прощение

Каждый раз, совершая Евхаристию, священник произносит слова Иисуса, сказанные на Тайной Вечере: «СИЕ ЕСТЬ КРОВЬ МОЯ…ЗА МНОГИХ ИЗЛИВАЕМАЯ ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ». Пётр спросил Иисуса: «сколько раз прощать?». Иисус ответил ему: «дo седмижды семидесяти раз». 

Простить обидчика – значит перестать ненавидеть его, желать ему отомстить, чтобы ему стало хуже, чтобы он умер.

Для людей, чьи жизненные планы были разрушены и и чьи родственники были убиты, это может быть трудным или даже невозможным. Мы знаем, что Бог никогда не просит у нас того, что нам не по силам. Но мы хотим сделать так, чтобы наша христианская вера не ослабела и проложила нам дорогу к будущему. 

Кто-то сказал: «Прощение легче, чем примирение, потому что прощение меня освобождает. Я перестал быть зависимым от моих испорченных отношений со своим обидчиком. Ненависть и желание мести уже не определяют мою жизнь. Примирение гораздо труднее, ибо оно означает, что я должен жить в мире, который я разделяю с тем, кто был моим обидчиком». Чтобы освободиться, необходима внутренняя сепарация от обидчика. Это будет оставаться решающим в течении долгого времени на пути к миру между Россией и Украиной. Тем, кто доверяют Богу и предают Ему свои заботы, легче добиться этой внутренней свободы. 

Но это только первый шаг на пути к примирению. Сегодня мы тоже должны об этом думать. Мы боремся за то, чтобы исчезли ненависть и беззаконие, но не люди, которые перед Богом являются нашими братьями и сёстрами. В конечном итоге, прощение – это протянутая рука, предложение заново построить отношения с тем, кто виноват.

Для этого нужна смелость, и иногда это труднее, чем стрелять друг в друга. Это та смелость, с которой мы пишем это письмо. 

Обращение 

В мистической традиции мы находим образ Бога, который скрывает своё лицо, когда плачет. А плачет Он оттого, что любит. Он плачет потому, что видит, как люди, которым Он дал свободу и ответственность, эгоистично ей злоупотребляют и причиняют другим ужасные страдания. Бог открыл свою волю, но не отнимает у людей их свободу и ответственность. Тем не менее, Его любовь и плач – это горячий призыв к покаянию.

Когда Савл преследовал христиан, Иисус явился ему и спросил: «Зачем ты гонишь меня?». Тогда Савл внезапно осознал всю необъятность Христовой любви, обратился, и стал Павлом, проповедуя любовь Христа: «Вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13.13). Мы хотим быть свидетелями Христовой любви, которая призывает нас к обращению.

Мы молимся не о смерти наших врагов, а об их обращении. Мы хотим не разрушения России и Русской Православной Церкви, а их исцеления. Мы молимся о России, в которой живое христианство будет вносить свой вклад в уважение к достоинству всякого человека и созиданию цивилизации свободы и любви…

Но в отсутствие правды это невозможно. Мы не можем делать вид, что ничего плохого не произошло.

Преступник должен посмотреть жертве в глаза и увидеть её раны. Он должен увидеть себя её глазами. Это начало покаяния. Вина должна быть осознана, оплакана, и, если возможно, исправлена. Покаяние означает принять на себя труд исцеления отношений. Покаяние предполагает уход от преступного пути и в этом смысле означает стать другим. Это может быть очень долгим процессом.

Без общественно-политической ситуации, которая позволяет открыто, честно и публично говорить о вине, ответственности и правосудии примирение на уровне общества невозможно. Без привлечения к ответственности виновных политиков, военных и идеологов, действия которых причинили бесчисленные страдания, не может быть никакого нового доверия в обществе и между нашими народами. 

Платить по счетам? Оплатить разрушенную жизнь? Деньги могут это сделать лишь в ограниченной мере. Смертная казнь долг тоже не оплатит. Но это возможно духом покаяния, трудом над исцелением ран и ценой, которая необходима для того, чтобы восстановить отношения. Эта цена относится к деньгам лишь в том смысле, в каком мы готовы использовать всё, что у нас есть, чтобы жить по-честному в нашем общем мире.

Но независимо от того, будут ли выполнены эти условия, сохраняется предложение новых отношений. Это самое главное.

Мы признаём, что сами далеко от этой любви, и нуждаемся в обращении. Мы тоже виноваты. То, чего мы ожидаем от других, мы должны исполнить сами, иначе мы не будем заслуживать доверия. Мы молимся: «Отче наш, иже еси на небесех … остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

Иногда бывает трудно или даже невозможно молиться таким образом. Тем не менее, мы можем просить Бога о помощи. Мы всегда можем молиться, когда не знаем, что делать. В молитве мы не избегаем проблем, но приносим их Богу и просим Его указать нам путь.

Примирение

Если мы посмотрим друг другу в глаза, и вместе оплачем ужасное страдание, которое произошло, то сможем бережно заново строить согласие и справедливый мир.

После падения коммунизма в 1990-х годах религиозную жизнь в Православной Церкви в странах бывшего СССР нужно было строить заново. Видимые структуры можно отстроить быстрее, чем культуру веры, которая рождается в сердце.

Мы все нуждаемся в культуре веры, которая полагается на Бога, который есть любовь. Нам нужна цивилизация любви и в России, и в Украине, и на Западе. Это наша общая ответственность.

В Западной Европе, где в прошлом веке церкви преследовались меньше, чем в Восточной, их сила, формирующая культуру, ослабевает. Этому есть много внешних и внутренних причин. Многие наши проблемы не являются секретом для русских людей. Мы призваны вместе проповедовать Евангелие. 

Мы знаем, что многие верующие Русской Православной Церкви не хотят её политизации, но ищут христианской веры, надежды, любви и близости Бога в таинствах. Есть христиане в России и оккупированных ей областях, русские и украинцы, которые противостоят этой войне и заплатили немалую цену за свои убеждения, оказавшись в тюрьме или эмиграции. Мы хотим заверить их в том, что мы рядом с ними, и призываем их не бояться, полагаться на Бога и искать пути мира.

Мы хотим сказать всем людям в России: мы верим, что общее мирное будущее возможно.

Нам нужна тишина и молитва, чтобы услышать волю Бога, чтобы быть готовыми следовать за Ним, оставив всё позади. Мы должны молиться друг за друга. Мы знаем, что вера без дел пуста. Будем же искать верные пути.

Освенцим, 30 октября 2024 г.

Посмотреть список подписавшихся можно здесь

Если вы хотите подписать это письмо, пожалуйста, напишите по адресу: lettertorussia2024@gmail.com .

Пожалуйста, укажите ваше имя, учреждение, город и страну (при необходимости) и согласитесь на публикацию этих данных в списке подписавших письмо на сайте www.lettertorussia.eu. Пожалуйста, пишите украинские или русские имена также в латинской транскрипции.

В первую очередь мы обращаемся за поддержкой к христианам из Германии, Польши и Украины. Но люди из других стран также могут выразить свою солидарность, поставив подпись.

Расскажите друзьям