Когда человек страдает в иллюзиях, страдания становятся непереносимыми, когда же человек страдает, возвращаясь к истинной реальности, он обретает силу преодолевать страдания. Именно это и является критерием отличия иллюзорной реальности от подлинной.
Онтологической основой человека является акт существования. Вещи и события обнаруживаются в существовании и не могут сами по себе нести удовлетворение, если не сопровождаются ощущением жизни – особым опытом, связанным с самообнаружением в акте собственного существования. Утрата направленности на самообнаружение в акте существования освобождает от экзистенциальных страданий, но при этом делает человека неотличимым от животных. Иногда людям временно удается достичь подобного животного состояния, но все же чаще они прячутся от страданий в конструировании иллюзорных реальностей, и если для этого не хватает собственной фантазии, то они обращаются к социально принятому суррогатному мироописанию.
В акте существования раскрывается подлинное бытие, сопровождаемое ощущением жизни. Определенная актуальная данность является лишь частным результирующим моментом акта существования. Редукция опыта жизни только к актуальной данности порождает суррогатное мироописание. Акт существования отличается от актуальной данности тем, что всегда направлен на потенциальное, а ощущение жизни возникает, когда в актуальной данности обнаруживается потенциальность. Суррогатное мироописание редуцирует любой опыт (в том числе и опыт потенциального) только к актуально данному, что приводит к утрате ощущения жизни.
Актуально переживаемое осознается как определенная данность в сознании. Потенциальное, т.е. возможное, еще не является данностью, тем не менее, оно тоже переживаемо, хотя и по-другому: во-первых, переживается способность совершить усилие, приводящее потенциальное к актуальной данности и, во-вторых, в переживании обнаруживается отсутствие как «пока отсутствующее». Поскольку, то, что отсутствует – еще не дано, опыт «пока отсутствующего» носит принципиально неопределенный характер.
Страдания являются формой самоотрицания жизни, когда человек в силу страха, боли или стыда не принимает жизнь в каком-либо ее моменте. Акт существования, являющийся онтологической основой подлинной реальности, выявляет новую потенциальность, запредельную страданиям, благодаря чему человек обнаруживает в себе силу, которую не способны сломить страдания. Чем бы человек ни обладал в качестве актуально данного – все это может быть утрачено, поэтому в суррогатном мироописании страдание может доходить до тотального отрицания жизни. Консервация суррогатного мироописания является рефлекторной защитной реакцией человека на страдания и заключается в том, что человек любой ценой стремится сохранить принципы, на которых держится его суррогатное описание. В основе таких принципов чаще всего лежит привязанность к собственному мнению о себе (болезненное самомнение), отождествление себя с корпоративными интересами или абсолютизация социальных правил. При этом человек лишается своей онтологической опоры, и когда суррогатная почва все же уходит у него из под ног, он сгорает в страданиях.
Суррогатная реальность предполагает подмену действительного желаемым, поэтому она всегда привлекательнее, нежели подлинная реальность, которая кажется пустыней. Чтобы обрести свою онтологическую основу нужно отказаться от иллюзий, от всех надежд, от всяких представлений о себе, т.е. вернуться в пустыню реальности. Именно эта пустынность является обнажением подлинного существования, раскрывающего потенциальность и возвращающего ощущение жизни. Поэтому Экхарт видел путь к вечной жизни через принятие состояния ада и полной безнадежности.
Способом возвращения из суррогатной реальности в подлинную является свободный поступок, который человек совершает в соответствии с собой независимо от внешних или внутренних обстоятельств. Игнорируя все внешние требования, человек в своем поступке теряет все, так как окружающие его люди, которые сломлены правилами жизни в суррогатной реальности, не могут ему простить, что он не сломался, как они, и сохранил способность поступать свободно. Их пугает не конкретный поступок человека, а сама его способность нарушать привычные законы суррогатной реальности, отмена которых ведет к утрате всего, чем они обладают
Свободный поступок, не соответствующий принципам суррогатного мироописания, выбрасывает человека в пустыню реальности, лишая его иллюзий и надежд. Но вместе с этим человек по-настоящему узнает себя в этом поступке, обнаруживая в себе новую потенциальную глубину. Черпая из нее силы, он способен радикально изменить свою личность и свою жизнь, обретая тем самым шанс на самореализацию, которая только и может дать подлинное счастье.
Николай Карпицкий