«Дюна. Часть вторая» раскрывает опасность пророков

Культура

В первой части «Дюны» режиссера Дени Вильнева молодой, одержимый Пол Атрейдес (Тимоте Шаламет) обретает мудрость в кризисной ситуации. Он в бегах от своих врагов, летит на все более шатком самолете сквозь опасные песчаные бури на пустынной планете Арракис. И вот, когда кажется, что он не выживет, ему является видение мудреца, которого он еще не встречал.

«Тайна жизни — это не проблема, которую нужно решить, а реальность, которую нужно пережить, процесс, который невозможно понять, остановив его», — говорит этот человек. «Мы должны двигаться вместе с течением этого процесса. Мы должны присоединиться к нему». Пол прислушивается к совету и позволяет своему самолету упасть на землю, что в конечном итоге спасает ему жизнь.

Но во втором фильме франшизы эти мудрые слова звучат уже не так убедительно. Для Пола загадка жизни действительно оказывается проблемой, которую нужно решить. То, что кажется судьбой, оказывается махинациями межгалактического заговора, серией человеческих схем, облаченных в космические одеяния. Доверяя «течению процесса», идя по пути, который уже начерчен для него, Пол рискует позволить худшим замыслам сильных мира сего стать судьбой. Дюна: Часть вторая» — это потрясающий эпос с ярким предупреждением, суровым, как солнце пустыни: Верить в ложные пророчества — значит заставлять их сбываться.

Сиквел перескакивает туда, где закончилась первая часть: После того, как Дом Атрейдесов (королевский род, наследником которого является Пол) захватывает власть на Арракисе, соперничающий Дом Харконненов быстро вытесняет их, убивая при этом отца Пола. Пол и его мать, леди Джессика (Ребекка Фергюсон), бегут в пустыню и объединяются с коренными жителями Арракиса, известными как фремены. Поначалу это нелегкий союз. Некоторые фремены с подозрением относятся к Атрейдесам, считая их чужаками, в то время как другие верят, что Пол может быть их предсказанным мессией, Лисаном аль-Гайбом. В конце концов, он завоевывает их доверие, а затем и еще большее, и в итоге формирует убедительную романтическую связь с бойцом Чани (приземленная, очаровательная Зендая).

ЧИТАТЬ: Истории об апокалипсисе раскрывают, как создать мир, который стоит спасти
Однако это товарищество временно. По мере того, как вековое пророчество начинает сбываться, пыл верующих фременцев возрастает. Пол не желает поддаваться их надеждам, его преследуют кошмары о священной войне, разразившейся от его имени, но Джессика — расчетливый политик. Она — часть Бене Гессерит, могущественного сестринства, которое незаметно формирует ход истории с помощью программ размножения, религиозных манипуляций и политического влияния. Столетия назад Бене Гессерит насаждали мессианскую веру среди фременов, чтобы однажды могущественный лидер, которого они тщательно готовили, смог найти готовых сторонников. Пол — один из таких потенциальных лидеров, и Джессика намерена воспользоваться плодами всей этой кропотливой работы.

Пока Пол борется с окружающими его мессианскими ожиданиями, Джессика напоминает ему о необходимости принимать решения в соответствии с пророчеством, чтобы укрепить лояльность фрименов.

«Это не пророчество, это история», — говорит Пол. «История, которую Вы продолжаете рассказывать». Когда Джессика утверждает, что пророчество дало Фременам надежду, ее сын кричит: «Это не надежда!».

Он прав: Пророчество о нем — ложь, сфабрикованная история, и она была написана не совсем для освобождения Фремена или его собственного внутреннего спокойствия. Но понимание этого гнусного происхождения мало что делает, чтобы ослабить приманку господства, которую сулит пророчество.

Хотя Павел может быть Христом, «помазанником», он не Иисус. Его путь не ведет к римскому кресту. Вместо того чтобы терять власть, он должен ее накапливать. Вместо того, чтобы противостоять насилию и выставлять его напоказ, он должен причинять его другим в ошеломляющей степени. Вместо того, чтобы стоять среди толпы, он должен властвовать над ней. Такое будущее приводит Павла в ужас, но, как выясняется, быть мессией очень полезно в моменты политического и военного отчаяния. Перед таким влиянием трудно устоять.

Вторая часть — более богатый, более человечный фильм, чем первая часть, и он дает своим героям необходимую свободу для развития между большими научно-фантастическими сценами. Когда Пол начинает терять себя, Чани становится голосом непоколебимой осторожности. Во время спора о пророчестве она указывает на Джессику и напоминает фременам, что «ее народ написал это», ссылаясь на писания, написанные под влиянием Бене Гессерит. Чани предпочитает возлагать надежды на коллективную силу, а не на одного возвышенного аутсайдера, говоря: «Я верю во Фременов».

Вторая часть выходит в год, который уже определен неизмеримым массовым насилием и циничной политикой. Среди песчаных червей и космических кораблей фильм ставит вопросы, которые очень близки к нашему земному дому: Каким ложным пророчествам мы верим? Какие конфликты мы называем неизбежными, а какие социальные проблемы считаем неизлечимыми? Каким деспотичным мессиям мы позволяем прийти к власти, потому что не осмеливаемся представить себе альтернативы?

Чани права. Наши обстоятельства не предопределены. Наше будущее не предопределено, как бы удобно это ни было для тех, кому выгоден статус-кво. И если мы ищем спасителя, мы могли бы начать с того, чтобы идти в толпу, а не смотреть на нее сверху.

Эзра Крейкер
ассистент онлайн-редакции сайта sojo.net

Расскажите друзьям