Искать свое «призвание»? Что люди делают неправильно в погоне за значимой работой

Духовность

Как профессору, мне посчастливилось преподавать курс под названием «Мировые религии для специалистов здравоохранения», который готовит студентов к решению духовных и этических проблем, с которыми они могут столкнуться в своей карьере. Но часто занятия сводятся к главным вопросам жизни: Что делает жизнь достойной того, чтобы жить, и как мы должны жить? Как найти свое «призвание»?

В частности, внимание студентов привлекает один парадокс, заставляющий задуматься. Они живут в обществе, где идея профессионального «призвания» часто обсуждается как стремление к личной самореализации и достижениям или удовлетворению от своей работы. Проблема заключается в том, что чем больше Вы стремитесь к успеху, «тем больше Вы его упускаете», как писал психиатр и человек, переживший Холокост, Виктор Франкл в своей влиятельной книге «Поиск человеком смысла».

По мнению Франкла, успех и счастье приходят только в результате посвящения себя более важному делу или другому человеку. Однако его точка зрения — ее разделяют и мои студенты — контрастирует с тем, как сегодня многие американцы говорят о «призвании». Как профессор религиоведения, я изучаю, как общество представляет себе призвания и значимую работу, и как это изменилось за последние несколько десятилетий.

Искупление работы

Понимание работы как призвания восходит к немецкому теологу Мартину Лютеру, который, как известно, положил начало протестантской Реформации. Лютер бросил вызов преобладающему представлению о том, что нерелигиозная или неполитическая работа является каторгой и наказанием богов — взгляд, пришедший из греко-римских времен. История о ящике Пандоры, например, рассказывает о женщине, проклятой богами, которая случайно обрушивает на человечество все формы зла, включая труд.

Лютер рассматривал это предубеждение против большинства видов труда как отражение вопиющего неравенства в обществе. Лютер считал, что любая задача — даже грязная работа — имеет священное значение. В конце концов, утверждал он, Бог не был выше труда в грязи, чтобы создать вселенную и людей по своему подобию. Бог создал работу не как наказание, а как приглашение к участию в Его творении.

Поэтому, подобно тому, как человек может быть призван к религиозной или политической жизни, Лютер считал, что человек может быть призван прославлять Бога, расти как личность и приносить пользу другим людям посредством труда своих рук.

Работа, карьера и призвание

Религиозное понимание «призвания» к работе сохранилось с тех пор, часто переосмысливаясь в светских терминах. Особенно влиятельной книгой о современных представлениях о работе является «Привычки сердца», написанная Робертом Беллахом и другими социологами в 1985 году.

Эти авторы описали три различные ориентации на работу: работа как работа, работа как карьера и работа как призвание. Ориентация на «работу» направлена на получение финансовой или материальной выгоды, в то время как тот, кто считает свою работу «карьерой», стремится к социальному продвижению. Тот же, кто чувствует в себе «призвание», вдохновлен производить отличные продукты или услуги, одновременно развиваясь как личность и внося свой вклад в общее благо. С этой точки зрения, значимая работа появляется благодаря обязательствам перед другими людьми и делами.

Однако авторы утверждают, что американское общество все больше и больше подчеркивает индивидуализм, что делает эту концепцию призвания «все более трудной для понимания». Для многих американцев было «трудно воспринимать работу как вклад в целое и легче рассматривать ее как сегментарную, эгоистичную деятельность».

Поиск значимости

Сегодня показатели вовлеченности сотрудников поразительно низки. Недавнее исследование Gallup показало, что только каждый четвертый сотрудник во всем мире чувствует себя вовлеченным в работу, а стресс работников находится на рекордно высоком уровне.

Возможно, именно поэтому многие области, такие как менеджмент и психология, подчеркивают экзистенциальную необходимость поиска смысла в работе.

Поскольку участие в религиозных общинах, клубах и других общественных организациях, которые когда-то обеспечивали значимую связь, в последние десятилетия сократилось, работа теперь стала доминирующим способом участия многих американцев в общественной жизни и надежды почувствовать себя значимыми. Подход к работе как к призванию сделает Вас более счастливым и удовлетворенным, советуют обозреватели.

В последние десятилетия исследователи, изучающие понятие призвания, сосредоточились на работе, которая помогает людям узнать себя и испытать удовлетворение, особенно с точки зрения таких эго-потребностей, как индивидуальный успех и достижения. Сегодня архетип значимой работы, похоже, сосредоточен на том, как она заставляет работника чувствовать себя.

Переосмысление успеха

Однако я и некоторые другие ученые утверждали, что поиск смысла в работе в большей степени зависит от того, что мотивирует Вас, чем от ощущения личной самореализации.

Например, в ходе проведенного в 2011 г. анализа 407 студентов старших курсов было обнаружено, что те, «чье чувство призвания, по-видимому, в первую очередь определяется … эгоцентризмом», были гораздо более подвержены «негативному мнению о себе». Те же, кто сосредоточился на «внутренней» или «просоциальной» цели работы, имели более низкий уровень неуверенности в себе и более высокий общий уровень личной удовлетворенности.

Может быть, мы ищем смысл не в тех местах?

Совсем недавно анализ 135 работников 10 профессий показал, что «люди склонны считать свою работу значимой, когда [они понимают, что] она важна не только для них самих, но и для других». В одном случае «преподаватель описала, что она считает свою работу значимой, когда видит, как ее студенты заканчивают школу на церемонии вручения дипломов, что является ощутимым свидетельством того, как ее собственный тяжелый труд помог другим добиться успеха».

Как оказалось, то, как люди думают о смысле работы, имеет значение. Если стремиться к смыслу в терминах индивидуального успеха и достижений, то цель — счастье — становится труднодостижимой. Просто спросите Рэйнна Уилсона, который играл Дуайта в популярном комедийном сериале канала NBC «Офис».

«Когда я играл в сериале «Офис», я провел несколько лет действительно в основном несчастным, потому что этого было недостаточно. «Почему я не кинозвезда?» «Почему я не следующий Джек Блэк или следующий Уилл Феррелл?» — сказал он Биллу Махеру в интервью в подкасте.

Однако его последний проект, «География блаженства», заставил Уилсона поверить в то, что счастье находит нас, «когда мы превращаемся из эгоцентриков в других, когда мы служим другим». Смысл находит нас, другими словами, когда мы не так сосредоточены на его поиске.

Гарретт Поттс
доцент кафедры религиоведения в Университете Южной Флориды.

Источник

Расскажите друзьям